Смотровая яма размеры по гост

Смотровая яма: размеры по гост

Транспортное средство требует регулярного обслуживания и в некоторых случаях ремонта. Устройство автомобиля таково, что проводить подобный сервис без наличия смотровой ямы просто невозможно. Она обязательно есть в гаражах предприятий с собственным автопарком, на станциях технического обслуживания. Некоторые частные автовладельцы, предпочитающие делать ремонт своими руками, обустраивают такую и для собственных нужд.
Благодаря наличию смотровой ямы, можно без каких-либо проблем проводить ремонт следующих узлов транспортного средства:

  • поддон картера;
  • глушитель;
  • выхлопная труба;
  • днище;
  • коробка передач;
  • ходовая часть.

Если она отсутствует в гараже, мастер просто не сможет осуществить не только обслуживание, но и полноценный осмотр важных частей автомобиля. Недостаточно просто сделать смотровую яму. Она должна соответствовать определенным стандартам. Иначе осуществлять какие-либо манипуляции не получится.

Что собой представляет смотровая яма?

Это углубление в основании гаражного строения. Оно позволяет беспрепятственно проводить ремонтные работы и текущее обслуживание. Даже частный автомобилист сможет осматривать днище транспортного средства в профилактических целях, что позволяет своевременно предотвратить серьезную поломку. Удобство смотровой ямы обусловлено не только наличием достаточного количества света, но и возможностью полного обзора узлов, которое обеспечивается правильным выбором размеров данного углубления в полу гаража.
Существует определенный государственный установленный стандарт, следование которому позволяет избежать ошибок при обустройстве смотровой ямы. Если следовать ГОСТу, механик сможет стоять в полный рост, проводить доскональный осмотр и спокойно дотягиваться до требуемых узлов. К важным параметрам относится не только глубина и ширина, но и длина. Слишком короткая смотровая яма не позволяет провести полную проверку днища машины, что в значительной степени усложняет любые ремонтные и сервисные работы.

Существующие стандарты и нормы

Нормативная документация разработана для предприятий, чья прямая деятельность связана с осмотром транспортной техники. Следовательно, данное углубление проверяется на соответствие существующим ГОСТам. Если оно удовлетворяет требованиям, компетентные органы осуществляют регистрацию. Иначе выдается предписание о несоответствии.

Соблюдение государственного стандарта не требуется в тех случаях, когда сооружение не используют для ведения коммерческой деятельности. В нормативных документах особое внимание уделяется освещению, вентиляционной системе, безопасности находящегося в яме обслуживающего персонала. Габариты в стандартах тоже прописываются, но они относятся к второстепенным. Следовательно, если углубление в гараже планируется делать для личного пользования, изучать такую документацию нет никакой необходимости.

Это никоим образом не означает того, что конструкция может возводиться произвольно. Если не соблюдать определенных правил, нахождение в сооружение может быть небезопасным и неудобным. Кроме того, обязательно учитывается и тот факт, планируется ли обслуживать легковые или грузовые транспортные средства.

Что учитывается при оборудовании смотровой ямы?

Углубление, как уже упоминалось ранее, делается в основании гаража. Следовательно, обязательно необходимо знать уровень пролегания грунтовых вод. Иначе оно постоянно будет влажным или затопленным. Проводить какие-либо работы в подобных условиях нельзя, поскольку это несет в себе угрозу жизни. Оптимальная глубина залегания составляет два с половиной метра ниже уровня земли. Если она выше этого показателя, обустройство ямы запрещено.
Защита конструкции не позволит устранить данный недостаток. Влага будет скапливаться постоянно, а автомобиль в подобных условиях начнет подвергаться коррозийным процессам. В подобных ситуация яму делают эстакадной и располагают на улице, но неподалеку от самого гаража. Это актуально как для конструкций, используемых на предприятиях, так и для частных сооружений. Если пренебречь данной рекомендацией, узлы машины будут ржаветь.

Размеры конструкции

Габариты сооружения рассчитывают по следующим параметрам:

  1. Длину выбирают такой, чтобы можно было спокойно спускаться вниз и осматривать все днище. Иными словами, должен оставаться «зазор» для беспрепятственного поднятия/спуска в углубление даже тогда, когда сверху стоит машина. Чтобы добиться этого, яму делают длиннее автомобиля как минимум на один метр.
  2. Глубину конструкции делают на 10 сантиметров больше человеческого роста. Здесь учитывают либо средний, либо индивидуальный показатель. Все зависит от того, где обустраивают смотровую яму. Она должна быть такой, чтобы не приходилось пригибаться или, наоборот, тянуться вверх.
  3. Ширину рассчитывают по параметрам транспортного средства — размер колесной пары. Его замеряют или делают приближенным к классу и типу машин, которые планируется осматривать/ремонтировать. Это обусловлено тем, что в будущем автомобиль может меняться. Кроме того, на сервисных станциях обслуживают десятки различных марок машин.

Данные параметры напрямую зависят от целей использования смотровой ямы и того, какие машины планируется обслуживать — легковые и/или грузовые.

Глубина, длина и ширина для станции технического обслуживания

Смотровая яма в частном гараже может иметь размеры под индивидуальные нужды автовладельца. На СТО подобное просто не позволит выполнять поставленные перед предприятием, работающим на коммерческой основе, цели. Чтобы обслуживать и ремонтировать различные марки автомобилей, на станциях оборудуют универсальный смотровые ямы, оптимальные размеры которых следующие;

  • 100 см в ширину;
  • 550 см в длину;
  • 180 см в высоту.

Показатели глубины на СТО считаются не до уровня поверхности пола. Высота определяется до колес автомобиля, когда он находится на смотровой яме. Это обязательно учитывается при обустройстве углубления. Такая особенность обусловлена тем, что рабочая поверхность на станциях технического обслуживания не всегда находится на одной плоскости с основанием.

Габариты при обслуживании грузовых автомобилей

Отличаются большими размерами. Проектирование смотровой ямы в данном случае значительно затрудняется. Проблема заключается в том, что у грузовых транспортных средств данной категории расстояние между колесами у различных моделей значительно отличается. Таким образом, здесь требуется применение уже иного подхода.
Яму обустраивает по эталонному образцу. В качестве примеру берется имеющаяся в автопарке грузовая машина. Из полученного показателя отнимают 30-40 см. Такой подход не всегда оправдан и для некоторых моделей осмотр/ремонт становится затруднителен. Лучше делать универсальное углубление с усредненными показателями, то есть шириной в 100 см. Такая яма позволяет осматривать модели с базой и в 80, и в 120 см.

Смотровая яма для частного гаража

Оборудовать углубление под авто определенной марки — не лучший вариант, поскольку машину рано или поздно поменяют, а, следовательно, изменятся и параметры. Чтобы можно было отремонтировать/осмотреть любое легковое транспортное средство, яму делают шириной в 75-80 см. Длина не ограничивается «плюс» одним метром к габаритам машины. Размер может быть больше. Если есть возможность, оборудуют спуск с лестницей. Глубину не следует делать универсальной. Лучше измерить свой рост и прибавить сантиметров 15-25.

Смотровая яма: размеры по гост

Сервисное обслуживание и ремонт автомашин предполагает наличие смотровой ямы. Находясь в ней, автовладелец либо механик, если это сервисная станция обслуживания либо предприятие с собственным автопарком, получает возможность проводить как мелкие, так и средней сложности ремонтные работы. Наличие смотровой ямы позволяет провести осмотр следующих узлов авто:

  • днища;
  • ходовой части;
  • глушителя;
  • коробки передач;
  • выхлопной трубы;
  • поддона картера.

Она представляет собой углубление в основании (полу) гаража. Удобство пользования и возможность проведения тех или иных ремонтных работ, в том числе и осмотра днища в профилактических целях, обусловлено не только наличием достаточного освещения, но и обзора. Последнее отражается в правильном выборе габаритов смотровой ямы.
Невозможность стоять в полный рост, проводя осмотр, либо, наоборот, дотянуться до днища делают сооружение абсолютно бесполезным. Это касается и тех случаев, когда длина ямы не позволяет произвести полный осмотр днища.

Какие государственные стандарты и нормы на смотровые ямы существуют?

Нормативные документы относительно оснащения смотровой ямы касаются исключительно предприятий, занимающихся осмотром автомобильной техники. Они предполагают то, что это сооружение является частью технической базы, поэтому подлежит соответствующей регистрации, полному соответствую имеющихся ГОСТов.

Существует всего несколько таких документов. В нормативных актах в большей степени затрагивают правила относительно освещения и схемы вентиляции, безопасности, нежели габаритов. Если сооружение оборудуется не с целью ведения коммерческой деятельности, соблюдения предписаний этих документов не требуется. Иначе необходимо изучить соответствующую нормативную базу.

Отсутствие необходимости регистрировать гараж со смотровой ямой не означает того, что она может возводиться в произвольном порядке. Существуют определенные нормы, от которых зависит безопасность и удобство эксплуатации сооружения. Немаловажным фактором является и решение вопроса относительно того, какие автомобили предполагается обслуживать — легковые и/или грузовые. Это определяет габариты будущей конструкции.

Особенности обустройства смотровой ямы

Основным нюансом «возведения» смотровой ямы является нахождение уровня грунтовых вод. Существует определенный стандарт, согласно которому он не должен пролегать на отметке в 2,5 метра от уровня почвы. Когда грунтовые воды располагается именно в этих пределах, смотровую яму делать нельзя.
Никакие меры предосторожности не смогут защитить автомобиль от образуемой и скапливаемой на дне сооружения влаги. Альтернативным вариантом смотровой яме в такой ситуации становится эстакадная конструкция, которую располагают неподалеку от гаража, то есть на улице.
Это касается и индивидуальных гаражей, и предприятий, на которых занимаются техническим и сервисным обслуживанием транспортных средств. Иначе коррозийные процессы станут неизбежными, что является недопустимым.

Каких размеров должна быть смотровая яма?

При расчете габаритов сооружения, определяемых тремя параметрами, руководствуются нижеследующими данными:

  • Глубина. Высота от дна ямы должна быть на 10-15 сантиметров выше роста человека. Это оптимальный показатель глубины, позволяющий производить ремонтные работы и осмотр транспортного средства без необходимости тянуться, нагибаться, приседать.
  • Ширина. Этот показатель смотровой ямы напрямую привязан к габаритами транспортного средства, а, точнее, к размеру колесной пары. Его можно замерить самостоятельно, но, учитывая то, что в будущем автовладелец возможно захочет сменить марку авто, следует выбирать оптимальную ширину. Это особенно актуально для СТО и прочих предприятий, обслуживающих разные модели транспортных средств.
  • Длина. Определяет удобство спуска в смотровую яму и обеспечивает обзор всего днища. В процессе проектирования, как правило, предусматривают оснащение сооружения ступенями либо лестницей. Чтобы спуск был удобен, длина должна превышать размер машины как минимум на 1 метр.
Читайте также  Укладка керамогранита на бетонный пол для гаража

Эти параметры вариативны. Они зависят от типа транспортного средства, с какими целями используют смотровую яму — личных или коммерческих.

Длина, ширина, глубина смотровой ямы на СТО

Индивидуальное возведение сооружения отличается от аналогичного на станциях технического обслуживания. Если автовладелец может самостоятельно корректировать габариты под собственные нужды и параметры личного автомобиля, на СТО обслуживают различные марки машин, что накладывает требования по обустройству «универсальной» ямы.
Оптимальными размерами сооружения на станциях техобслуживания считаются следующие показатели:

  • ширина — 1000;
  • длина — 5500;
  • высота — 1800.

Все размеры указаны в миллиметрах. Следует учитывать, что параметр глубины для станций технического обслуживания считается до поверхности расположения колес во время ремонта, а не до уровня пола. Это обусловлено тем, что рабочая поверхности на СТО не всегда располагается в один уровнем с полом.

Размеры смотровой ямы для обслуживания крупногабаритных транспортных средств

Строительство ямы, которую предполагается использовать для обслуживания грузовых автомобилей, подразумевает несколько иные размеры. Расстояние между колесами у автомашин этой категории значительно отличается от модели к модели. Это значительно усложняет проектирование сооружения.
Вариантов расчета два. Первый предполагает взятие за «эталонную» величину показатели собственного автотранспорта и вычитание из нее 300-400 миллиметров. Если расчеты неверны, добираться до нужных узлов придется с трудом. Второй вариант подразумевает то, что яму оборудуют универсальной, усредняя параметры, то есть делают с шириной в 1000 мм, что позволяет осматривать авто и с базой в 120, и с базой в 80 см.

Габариты смотровой ямы для индивидуального (частного) гаража

Ширину можно делать под индивидуальные особенности колесной базы, но это не самый лучший вариант, поскольку авто рано или поздно приобретают новое, что не исключает выбор в пользу отличной от старой модели. Ее габариты могут быть несколько иными. Оптимальным вариантом станет ширина в 75-80 см. Это исключит какие-либо проблемы в будущем, позволит проводить осмотр даже микролитражек.

Необязательно ограничиваться длиной «плюс» 1 метр к габаритам автомобиля. В индивидуальном строительстве можно брать и большие размеры. Если площадь гаража позволяет, то часто оборудуют капитальный и удобный спуск с хорошей стационарной лестницей, а не приставной. Ступеньки можно сделать в коротком отрезке, если выбрать Г-образную форму. Это приведет к увеличению расходов на материалы, но сделает смотровую яму максимально удобной. Нишу можно делить не только вдоль, но и поперек.

Глубину нет смысла брать средних показателей. Владелец должен брать свой рост и прибавлять к нему 10-15 см, а лучше 25 сантиметров, учитывая необходимость прокладки гидроизоляции, что может забрать часть глубины. Если яма получается глубже, чем надо, настил поднимают на нужную высоту.

Смотровая яма размеры по гост

* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 51709-2001., здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.

3 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ, ЭКОЛОГИИ И ЭРГОНОМИКИ
К ГАРАЖНОМУ ОБОРУДОВАНИЮ

3.1 Общие требования травмобезопасности к конструкциям гаражного оборудования

3.1.1 Температура доступных для прикосновения поверхностей узлов гаражного оборудования, исключая автосушильные установки, а также рабочих органов гаражного оборудования, функциональное назначение которых сопряжено с нагревом, должна быть не более 45 °С при температуре окружающего воздуха 18 °С.

3.1.2 Конструкция гаражного оборудования должна исключать контакт оператора с эксплуатационными материалами (топливом, маслом и др.).

3.1.3 В конструкциях передвижного оборудования, предназначенного для монтажа, демонтажа, подъема и опускания, транспортирования сборочных единиц и агрегатов или автотранспортного средства (далее — АТС) в целом, должно быть предусмотрено устройство, удерживающее оборудование от самопроизвольного смещения на ровном твердом покрытии при уклоне до 16%.

3.1.4 Безопасность гидроприводов и смазочных систем гаражного оборудования должна соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.040.

3.1.5 Безопасность пневмоприводов гаражного оборудования должна соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.101.

3.2 Общие требования безопасности к узлам и процессам управления гаражным оборудованием

3.2.1 Электрические цепи и магистрали питания гаражного оборудования должны комплектоваться средствами защиты от превышения предельно допустимых нагрузок.

3.2.2 В конструкциях органов управления, предназначенных для включения гаражного оборудования, должны быть предусмотрены средства защиты от случайного включения (размещение толкателей кнопок ниже уровня поверхности панели управления не менее чем на 3 мм, применение фронтальных колец, ограждение педалей и т.п.).

3.2.3 Защита от нарушения последовательности воздействия на органы управления гаражного оборудования, для которого установлена такая последовательность, должна соответствовать требованиям ГОСТ 22261.

3.2.4 Гаражное оборудование с автоматическим (программным) управлением не должно начинать выполнение исполнительских технологических операций (вывод диагностируемого АТС или его агрегата на заданный режим, подкачка сжатого воздуха в шины и пр.) без команды подтверждения персонала.

3.2.5 Конструкции зажимных, подхватывающих и подъемных узлов гаражного оборудования и их приводов должны исключать опасность для оператора при полном или частичном отключении подачи энергии, а также при включении подачи энергии.

3.2.6 Предохранительные клапаны гидравлических домкратов с ручным приводом, гидравлических, электрогидравлических и плунжерных подъемников, маслораздаточных колонок (установок), шиномонтажных электрогидравлических стендов не должны допускать превышения номинального давления более чем на 12%.

3.3 Общие требования безопасности к ограждениям в конструкциях гаражного оборудования

3.3.1 Подвижные части гаражного оборудования, к которым имеется доступ снаружи, если они являются источниками опасности, должны быть ограждены или снабжены другими средствами защиты по ГОСТ 12.2.003. Если подвижные части гаражного оборудования, представляющие опасность для людей, не могут быть ограждены или снабжены другими средствами защиты из-за их функционального назначения, то должны быть предусмотрены средства сигнализации, предупреждающие о пуске оборудования, и органы управления для остановки или отключения оборудования от источников энергии.

3.3.2 Ограждения, открываемые вверх, должны фиксироваться в открытом положении. В конструкции ограждений, открываемых вниз, должны быть приспособления для их удержания в закрытом (рабочем) положении.

3.3.3 Гаражное оборудование должно соответствовать ГОСТ 12.2.003 по оснащению корпусных и несущих деталей движущихся (в том числе вращающихся) элементов защитными кожухами, щитами, сетками, экранами и страховочными приспособлениями, предотвращающими травматизм при отказах и разрушении наиболее нагруженных или быстро движущихся узлов гаражного оборудования.

3.4 Общие требования к электробезопасности гаражного оборудования

3.4.1 По электрической безопасности гаражное оборудование должно соответствовать ГОСТ 12.1.019. Кроме того, диагностическое оборудование и являющиеся составными частями гаражного оборудования средства измерений электрических и магнитных величин должны соответствовать по электрической безопасности требованиям ГОСТ 22261.

3.4.2 В конструкциях стационарного и передвижного гаражного оборудования с питанием от сети должно быть предусмотрено заземление по ГОСТ 12.2.007.0.

3.4.3 Сопротивление изоляции силовых цепей электрических аппаратов гаражного оборудования должно быть не менее 0,5 МОм.

3.4.4 Электрическая безопасность гаражного оборудования с потребляемой мощностью не менее 25 Вт должна обеспечиваться отсутствием электрического напряжения на наружных металлических поверхностях органов управления и настройки, к которым имеется доступ, наличием плавкого предохранителя в цепи питания, общего выключателя питающей сети для отключения электрических цепей гаражного оборудования от обоих полюсов сети и световой индикации включения сетевого выключателя.

3.4.5 Электрическое напряжение питания выносных источников света в составе гаражного оборудования, в том числе предназначенных для осмотра внутренних поверхностей газовых баллонов, должно быть не более 12 В.

3.5 Общие требования пожарной безопасности и взрывобезопасности гаражного оборудования

3.5.1 Исполнение гаражного оборудования, предназначенного для применения во взрывоопасных средах и имеющего в своем составе электрические цепи, должно быть взрывозащищенным согласно требованиям ГОСТ 12.1.010 и соответствовать условиям безопасности заправочных станций и хранилищ со взрывоопасной средой по ГОСТ 12.2.003.

3.5.2 Окрасочное оборудование, установки для нанесения антикоррозионных покрытий и приборы для проверки расхода топлива АТС, в составе которых имеются электрические цепи и узлы, следует изготовлять во взрывозащищенном исполнении по ГОСТ 12.1.010.

3.6 Общие требования экологии к конструкциям гаражного оборудования

3.6.1 Уровни звуковой мощности гаражного оборудования не должны превышать значений, приведенных в таблицах 1 и 2, в указанных октавных полосах частот.

Таблица 1 — Уровни звуковой мощности отдельных групп гаражного оборудования в октавных полосах частот

Наименование и тип гаражного оборудования

Максимально допустимые значения звукового давления (шума), дБ,
для полосы частот, Гц

Требования к осмотровой канаве (смотровой яме)

Приложения к Приказу Министерства труда и социальной защиты РФ от 6 февраля 2018г. №59н «Об утверждении Правил по охране труда на автомобильном транспорте»

III. Требования охраны труда, предъявляемые к производственным территориям (производственным зданиям и сооружениям, производственным помещениям и производственным площадкам) и организации рабочих мест

Требования охраны труда, предъявляемые к помещениям для технического обслуживания, проверки технического состояния и ремонта транспортных средств

44. Размеры осмотровых канав и эстакад устанавливаются в зависимости от типа транспортных средств и применяемого оборудования.

Читайте также  Наливной пол в гараже преимущества и недостатки

45. Вход в проездную осмотровую канаву поточных линий и выход из нее должны осуществляться через тоннель.

46. Осмотровые канавы, соединяющие их тоннели и траншеи должны иметь выходы в производственное помещение по ступенчатой лестнице шириной не менее 0,7 м. Максимальное расстояние до ближайшего выхода должно быть не более 25 м.

47. При наличии одного выхода из осмотровой канавы в ее стене, противоположной выходу, должны быть вмонтированы скобы для запасного выхода.

48. Длина тупиковой осмотровой канавы должна соответствовать размеру ремонтируемого (осматриваемого) транспортного средства, которое при установке на канаву не должно закрывать ведущую в канаву лестницу и запасный выход.

49. Выходы из траншей и тоннелей необходимо ограждать металлическими перилами высотой не менее 1,1 м.

50. Выход из одиночной тупиковой канавы должен быть со стороны, противоположной заезду транспортного средства.

51. Лестницы из прямоточных канав, траншей и тоннелей не должны располагаться на путях движения транспортных средств.

52. Осмотровые канавы, соединяющие их тоннели и траншеи, а также ведущие в них лестницы должны быть защищены от сырости и грунтовых вод.

53. Стены осмотровых канав, траншей и тоннелей, соединяющих их, должны быть облицованы керамической плиткой или покрыты другими влагостойкими и масло-бензостойкими материалами светлых тонов.

54. Осмотровые канавы должны иметь ниши для размещения электрических светильников напряжением не выше 50 В и розетки с влагозащищенными разъемами для подключения ручных переносных электрических светильников напряжением не выше 12 В.

55. Освещение осмотровой канавы светильниками напряжением 220 В допускается при соблюдении следующих условий:

1) проводка должна быть скрытой, осветительная аппаратура и выключатели должны иметь надежную электроизоляцию и гидроизоляцию;

2) светильники должны быть закрыты стеклом и защищены решеткой;

3) металлические корпуса светильников должны быть заземлены.

56. Осмотровые канавы и эстакады, за исключением канав, оборудованных ленточными конвейерами, должны иметь рассекатели и направляющие (предохранительные) реборды по всей длине или другие устройства, предотвращающие падение транспортных средств в канавы или с эстакад во время их передвижения.

      • Реборды могут иметь разрывы для установки домкратов, роликовых тормозных стендов.
      • Тупиковые осмотровые канавы и эстакады со стороны, противоположной заезду транспортных средств, должны иметь стационарные упоры для колес заезжающих транспортных средств (колесоотбойные брусья).
      • На рассекателях, ребордах и прилегающих к осмотровым канавам зонах должна быть нанесена сигнальная разметка, а в помещениях вывешены предупреждающие знаки безопасности с поясняющей надписью «Осторожно! Возможность падения с высоты».

      57. На полу осмотровых канав должны быть уложены прочные деревянные решетки.

      58. Для перехода через осмотровые канавы должны предусматриваться съемные переходные мостики шириной не менее 0,8 м.

          • Количество переходных мостиков должно быть на одно меньше количества мест для устанавливаемых на канаве транспортных средств.
              • Неэксплуатируемые более одной рабочей смены осмотровые канавы, траншеи или их части должны полностью перекрываться переходными мостиками или прочными щитами.

              Приложения №4 к «Общесоюзным нормам технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта» ОНТП 01-91 утвержденным концерном «Росавтотранс» 07 августа 1991 г.

              СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА К ПРЕДПРИЯТИЯМ, ЗДАНИЯМ, СООРУЖЕНИЯМ И ОБОРУДОВАНИЮ

              Устройства и сооружения для осмотра автомобилей

              20. Для обеспечения доступа к агрегатам, узлам и деталям, расположенным снизу подвижного состава, в процессе выполнения работ ТО и ТР преимущественно должны использоваться напольные механизированные устройства (гидравлические и электрические подъемники, передвижные стойки, опрокидыватели и т.п.). В отдельных случаях в соответствии с требования технологического процесса допускается устройство осмотровых канав .

              21. Размеры осмотровых канав должны проектироваться с учетом следующих требований :

                  • длина рабочей зоны осмотровой канавы должна быть не менее габаритной длины подвижного состава;
                  • ширина осмотровой канавы должна устанавливаться, исходя из размеров колеи подвижного состава с учетом устройства наружных или внутренних реборд;
                  • глубина осмотровой канавы должна обеспечивать свободный доступ к агрегатам, узлам и деталям, расположенным снизу подвижного состава и составляет:
                    • для легковых автомобилей и автобусов особо малого класса — 1,3-1,5 м
                    • для грузовых автомобилей и автобусов — 1,1-1,2 м
                    • для внедорожных автомобилей-самосвалов — 0,5-0,7 м.

                    22. Проездные осмотровые канавы, располагаемые параллельно друг другу, должны, как правило, объединяться тоннелями (подземными переходами), а тупиковые канавы — открытыми траншеями.

                        • Высота от пола до низа покрытия тоннеля должна составлять не менее 2 м, ширина тоннеля — не менее 1 м.
                        • Ширина траншеи принимается равной 1,2 м без размещения в оборудования и 2,0-2,2 м при размещении в ней оборудования.
                        • Для входа в осмотровые канавы следует предусматривать лестницы шириной не менее 0,7 м в количестве:
                        • для тупиковых осмотровых канав, объединенных траншеями — не менее одной на три канавы; для индивидуальных проездных осмотровых канав, объединенных тоннелями — не менее одной на четыре канавы;
                        • для проездных осмотровых канав поточных линий — не менее двух на каждые поточные линии, расположенные с противоположных сторон (расстояние до ближайшего выхода должно быть не более 25 м;
                        • для тупиковых осмотровых канав, не объединенных траншеями — по одной на каждую канаву.
                        • Входы в осмотровые канавы не должны располагаться под автомобилями и на путях движения (за исключением постов для специальной обработки подвижного состава в соответствии СНиП 2.01.57-85) и маневрирования подвижного состава и иметь ограждение перилами высотой 0,9 м.

                        23. На тупиковых осмотровых канавах следует предусматривать устройство упоров для колес автомобилей.

                        Расчет оптимального размера смотровой ямы в гараже для легкового автомобиля: ширина и глубина, фото

                        Размер смотровой ямы в гараже

                        В статье пойдет речь о смотровой яме в гараже. Она дает дополнительные возможности при выполнении ремонта. С её помощью можно производить лёгкий и средний ремонт автомобиля, слив/замену масла.

                        Для автовладельца, обладающего навыками ремонта, оборудовать гараж смотровой ямой будет весьма удачным решением.

                        Чтобы построить её правильно, следует учитывать рекомендации по характеристикам конструкции. Рекомендации, в первую очередь, касаются размеров, гидроизоляции и материалов. Соблюдая нормы и правила, вы получите удобную и безопасную площадку для выполнения ремонта.

                        Что такое смотровая яма?

                        Смотровая яма повышает функциональные возможности гаража. Автовладелец может производить сложные виды ремонта, избегать лишнего похода в сервисный центр. Смотровая яма в гараже зачастую существенно экономит деньги и время. Обладая навыками, можно самостоятельно выполнить одну из наиболее регулярных процедур — слить и заменить масло.

                        Возводить конструкцию можно самостоятельно, в процессе постройки гаража и когда гараж уже построен.

                        Если придерживаться предписаний и технологий, данная конструкция будет безопасна и комфортна при использовании. Гараж со смотровой ямой значительно расширяет возможности автовладельца при выполнении самостоятельного ремонта.

                        Смотровая яма в гараже — фото:

                        Конструкция и постройка

                        Смотровую яму можно возводить на любом этапе строительства гаража. Но лучшим решением будет спланировать строительство «с нуля» и закладывать фундамент для гаража с ямой. Иначе придется приложить больше сил и потратить большее количество времени.

                        Если вы только приступаете к строительству гаража, то настоятельно рекомендуется для повышения гидроизоляции сразу же создавать дренажную систему. Трубы соединяются с коллектором. С помощью этого количество влажности и испарений удастся сильно снизить и минимизировать вред автомобилю.

                        Чтобы узнать, какие есть требования к смотровым ямам в гараже, давайте разберем наиболее важные вопросы.

                        Размер смотровой ямы в гараже

                        Размер конструкции напрямую зависит от размеров автомобиля и водителя. Для расчетов необходимо узнать точную длину и ширину машины. Помимо этого, следует учитывать рост автовладельца.

                        Оптимальный размер смотровой ямы в гараже для легкового автомобиля должен быть следующий: ширина около 80 сантиметров, глубина смотровой ямы в гараже должна быть на 10-20 сантиметров больше роста автовладельца. Это делается, чтобы обеспечить удобство при проведении ремонта — не приходилось сгибаться, без труда получалось дотягиваться до нужных частей автомобиля.

                        Длинна смотровой ямы должна быть приблизительно на метр больше длины вашей машины. Дополнительный метр нужны для создания лестницы, то есть входа/выхода.

                        Таким образом, размеры ямы в гараже для стандартного автомобиля:

                        • длинна — 5 метров;
                        • ширина — 80 сантиметров;
                        • высота/глубина — 2 метра.

                        Схема смотровой ямы в гараже — ширина:

                        Гидроизоляция

                        В гараже смотровая яма нередко вызывает опасения у автовладельцев. Одним из них является влажность и ее потенциальный вред. В этом есть доля правды. Если яма под гаражом была плохо покрыта гидроизоляцией, влага может конденсироваться, образовывать испарения. В таком случае автомобиль подвергается опасности.

                        Постоянное нахождение над углублением, из которого поднимаются испарения, будет негативно влиять на металл. Процессы коррозии ускоряются, детали начинают ржаветь. Самым лучшим решением будет подобрать размеры гаража с ямой таким образом, чтобы было два места для вашей машины. Первое место — обычный грунт/пол гаража, второе — смотровая яма.

                        По необходимости автомобиль следует завозить на смотровую яму, производить ремонт. Остальное время машина стоит на грунте, и не может быть даже теоретически подвержена влиянию влажности. Но подобное не всегда удается осуществить. Гараж может быть попросту слишком мал для двух отдельных стоянок. В таком случае вопросом гидроизоляции придется заняться основательно.

                        Самое важное, что необходимо выяснить — на каком уровне залегают грунтовые воды. При высоких уровнях — 2.5 метра и меньше яму лучше не строить. Единственным возможным решением при таких уровнях грунтовых вод будет лежачая яма. Её глубина гораздо меньше, следовательно, влажность/испарения станут меньшей проблемой.

                        Помимо отделки специальными материалами для обеспечения гидроизоляции, следует дополнительно использовать щит, которым закрывают яму, чтобы влажность не распространялась по помещению, и тем самым не наносила вред автомобилю.

                        Щит из дерева должен быть толщиной 30-50 миллиметров. Относительная тонкость объясняется тем, что щит не нагружается массой автомобиля. Его основная функция — защита помещения от влажности.

                        Еще одной полезной процедурой станет периодическое осушение гаража. Яму осушать лучше всего летом — для этого нужно ее открыть, если вы уехали на сутки или дольше.

                        Материалы и технология

                        Яму в гараже из кирпича и бетона, при желании можно отштукатурить или даже выложить плиткой. Перед этим стены покрывают глиной и застилают полиэтиленом. После покрытия монтируют опалубку, её толщина составляет 15 сантиметров.

                        Для гидроизоляции лучше брать качественный материал, так как конструкция подвергается постоянному воздействию влажности. Одним из стандартных решений является полимерная мембрана. Для однослойной мембраны толщина составляет 1.5-2 миллиметра, для двухслойной — около трёх миллиметров. Полимерные мембраны — это долговечный и стойкий материал, но достаточно дорогой.

                        Более дешевым вариантом является использование битумных материалов (рубероид, битумная смазка). Их срок службы не превышает двадцати лет, после этого гидроизоляция придет в негодность. Склеивать куски изоляции можно нагревом или же битумным растворителем.

                        Помимо гидроизоляции, можно использовать теплоизоляцию. Теплоизоляционный материал следует наклеивать на бетон/кирпич конструкции. Распространенным решением является пенополистирол.

                        При постройке необходимо позаботиться о страховой рейке. Страховая рейка блокирует попадание колес автомобиля в смотровую яму. Второй плюс — вода с колес собирается в углублении, и не попадает вниз. Выполнить рейку необходимо в виде буквы T, используя металл. Она должна быть выполнена прочно, выдерживать вес автомобиля.

                        Заключение

                        Как видите, смотровая яма избавит вас от лишних походов в сервисный центр. Главным условием является постройка с соблюдением норм и правил. Конструкцию можно возвести своими силами, даже если гараж уже построен. Особое внимание нужно уделять гидроизоляции и размерам.

                        Если грунтовые воды залегают слишком высоко (2.5 метра и выше), то строить яму не рекомендуется. Влажность будет слишком велика, и испарения, скорее всего, навредят автомобилю. Как обойтись без ямы в гараже? Возможным решением будет создание лежачей ямы. Тогда грунтовые воды не смогут вызывать коррозию металла.

                        Полезное видео

                        Смотрите видео о смотровой яме в гараже:

                        Удобная смотровая яма в гараже своими руками: нормы и параметры по ГОСТ

                        Автолюбители, приобретая или обустраивая гаражное помещение, желают делать самостоятельную диагностику и осмотр машины. Важной частью успешного ремонта является комфорт при выполнении работ. В этом хорошей помощницей станет смотровая яма в гараже своими руками, размеры который будут соответствовать конкретному автомобилю.

                        Размеры по ГОСТ

                        Оптимальным вариантом считается изначальный проект гаража, с размерами и расположением ямы. При этом ее обустройство лучше проводить параллельно с фундаментом, до возведения гаражных стен. При приобретении готового помещения работы значительно усложняются. Примером является банальный вывоз земли, ручное выкапывание ямы, ограничение пространства.

                        Перед обустройством котлована необходимо заранее выяснить информацию об имеющихся грунтовых водах. Если их удалось избежать, можно приступать к расчетам.

                        Какие параметры важны для обустройства ямы:

                        • Глубина, зависящая от роста автовладельца или человека, который будет выполнять ремонтные работы;
                        • Ширина, в зависимости от постановки колес машины;
                        • Длина, учитывающая длину авто, плюс свободный выход для владельца.

                        Существуют различные ГОСТы и нормативные акты, касающиеся регистрации гаража и ведения бизнеса, к частным автомобилям они не относятся. Владелец вправе сам определять параметры ямы, но определенные правила существуют. Глубину делают на 10-15 см больше, чем рост человека, для свободного доступа к днищу автомобиля.

                        Если зазор сделать меньше придется наклоняться, больше – тянуться. Это приведет к статистическим, неудобным движениям и снизит продуктивность работ.

                        Базовая ширина не должна быть меньше 70 см, оптимальной считается от 85 до 1 метра. Расчет для собственной машины производят с учетом постановки колес. При этом если грунт не твердый, края ямы располагают как можно дальше либо заранее укрепляют стенки конструкции.

                        Длина ямы должна быть аналогична кузову автомобиля плюс 50-70 см, чтобы спокойно заходить и покидать конструкцию.

                        Вариант для ремонта автомобиля

                        Существуют различные варианты смотровых ям. Можно встретить сидячие, стоячие, совмещенные с погребом. В первом случае работы проводят стоя. Во втором – передвигаются с помощью сиденья, оснащенного роликами и бегающего по направляющим. Это экономит затраты на обустройство стен.

                        Перед выполнением работ необходимо учесть следующие особенности:

                        1. Устройство гидроизоляции – обязательный момент конструкции, влияющий на все помещение. Отказавшись от него существует вероятность превратить сухой и теплый гараж во влажное помещение. При этом машина, стоящая над ямой будет отсыревать и покрываться коррозией.
                        2. Установка силового контура по периметру конструкции. Арматура или стольная рама удерживает стены траншеи, препятствуя разрушению при статистическом давлении.
                        3. Дополнительные укрепления устанавливают в районе колес.
                        4. Для удобства работ в конструкции делают специальные ниши. Стандартные размеры 300 х 200 х 450, соответственно высота, глубина, длинна.
                        5. Конструкция должна быть снабжена вентиляцией, для устранения скоплений паров масел и бензина.
                        6. Внимание стоит обратить на освещение. Питание должно не превышать 36 вольт. При сильном напряжении существует риск возгорания.
                        7. Крышка для конструкции, изготавливается из дерева и служит для обеспечения безопасности.

                        Обычно такие ямы слегка смещают к одной стене, оставляя другую для складирования автозапчастей и инструмента.

                        Самостоятельное обустройство

                        Перед началом работ необходимо составить чертеж конструкции. При этом учитываем, что замеры были произведены чистовые, только объем внутреннего пространства. Поэтому копать яму необходимо будет с учетом стяжки и толщины стен.

                        Порядок работ:

                        • Разметка котлована;
                        • Копательные работы;
                        • Установка вентиляции;
                        • Оборудование гидроизоляции;
                        • Обустройство пола;
                        • Укладка стен.

                        Разметка пола делается просто. По необходимым параметрам намечается прямоугольник, и переходят к разрытию котлована. Если решили сделать вентиляцию, которая будет проводиться через стену, необходимо вырыть траншею для трубы.

                        Вытяжку ямы можно вывести на одну из сторон или на противоположные. Трубы располагают на крыше или под стеной гаража.

                        Приточная труба должна находиться над поверхностью на расстоянии полметра, вытяжная на 2,5 метра. Для вентиляции используют пластиковые трубы диаметром 100 мм.

                        Дно выкопанного котлована необходимо утрамбовать и сделать специальную подушку: грунт, щебень, песок, гравий. Каждый слой должен составлять не менее 50 мм и быть хорошо уплотнен. Стены и дно застилают гидроизоляцией, используя полиэтилен, рубероид, мембрану. Материал накладывают на края ямы и закрепляют тяжелыми предметами.

                        Как сделать пол и стены

                        Следующим этапом становится укрепление пола. Для этого пруты арматуры связывают проволокой в форме решетки и устанавливают на кирпичи параллельно поверхности.

                        Изготавливают бетонный раствор из песка, гравия, цемента и заливают в котлован. После высыхания можно продолжать строительные работы. Обычно это происходит через 3 – 4 дня.

                        Стены делают из кирпича, блоков, бетона. Для ровности натягивают специальные маячки. Не забывают установить ниши. Затем их заворачивают в гидроизоляционный материал. Зазор между стенами и грунтом заполняют глиняной смесью. По периметру пропускают металлические уголки.

                        Для комфортного осмотра и ремонта легкового автомобиля необходимо хорошее освещение.

                        Рекомендации специалиста:

                        • Система освещения должна соблюдать нормы СНиП, согласно которым напряжение не превышает 36 вольт;
                        • Кабель необходимо приобретать с двойной изоляцией;
                        • Для освещения используют низковольтные лампы.

                        Чтобы в смотровой яме было светлее стены рекомендовано окрасить в белый цвет или облицевать светлой керамической плиткой.

                        Большая смотровая яма для грузовиков: размеры котлована

                        Смотровая яма в гараже имеет множество достоинств. Главное это возможность ремонта автомобиля. Использовать конструкцию можно и для осмотра и починки грузовиков. В этом случае размеры будут несколько отличаться.

                        У машин различное расстояние между колесами. Ширину смотровой конструкции делают на 40 см уже, чем этот показатель. При меньшем расстоянии добраться до всех узловых элементов грузовика будет невозможно. Соответственно и длину ямы делают больше, для удобного обслуживания грузового автомобиля.

                        В случае использования смотровой конструкции разными автомашинами, необходимо сделать метровую ширину. Большие параметры не позволят спокойно заехать легковой машине, а узкая яма будет нефункциональна для работы с грузовиком.

                        Достоинства смотровой конструкции:

                        • Самостоятельный осмотр и ремонт автомобиля;
                        • Возможность использовать под различные машины небольших габаритов;
                        • Складирование и хранение инструментов.

                        Смотровая яма значительно повышает себестоимость гаража при последующей продаже. Она сможет заменить поездку на СТО и при желании приносить дополнительный доход.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: