Требования к подземным гаражам при их сооружении

Требования к подземным гаражам при их сооружении

ВСТРОЕННЫЕ ПОДЗЕМНЫЕ АВТОСТОЯНКИ

Требования пожарной безопасности

Embedded underground parkings. Fire safety requirements

Дата введения 2013-02-25

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации, правила применения сводов правил установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании".

Применение настоящего свода правил обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности к подземным помещениям для стоянки (хранения) легковых автомобилей, встроенным в здания другого функционального назначения независимо от форм собственности, установленных Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"

Сведения о своде правил

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным учреждением "Всероссийский ордена "Знак почета" научно-исследовательский институт противопожарной обороны" (ФГБУ ВНИИПО МЧС России)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 274 "Пожарная безопасность"

4 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии 22 марта 2013 г.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему своду правил публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация и уведомления размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет

1 Область применения

Настоящий свод правил применяется при проектировании и строительстве вновь строящихся и реконструируемых подземных помещений для стоянки (хранения) легковых автомобилей, встроенных в здания другого функционального назначения, и содержит специфические для данных объектов защиты требования пожарной безопасности к объемно-планировочным, конструктивным решениям и инженерному оборудованию данных объектов.

При проектировании встроенных подземных автостоянок наряду с положениями настоящего свода правил следует руководствоваться другими действующими нормативными документами по пожарной безопасности.

2 Нормативные ссылки

В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие стандарты и своды правил:

ГОСТ Р 12.2.143-2009 Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля

ГОСТ Р 53296-2009 Установка лифтов для пожарных в зданиях и сооружениях. Требования пожарной безопасности

СП 1.13130.2009. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы

СП 2.13130.2009* Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты

* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует СП 2.13130.2012, здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.

СП 3.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности

СП 4.13130.2009* Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям

* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует СП 4.13130.2013 . — Примечание изготовителя базы данных.

СП 5.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования

СП 6.13130.2009* Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности

* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует СП 6.13130.2013 , здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.

СП 7.13130.2009* Отопление, вентиляция и кондиционирование. Противопожарные требования

* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует СП 7.13130.2013, здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.

СП 8.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности

СП 10.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности

СП 12.13130.2009 Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности

Примечание — При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем своде правил применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 стоянка для автомобилей (автостоянка): Здание, сооружение (часть здания, сооружения) или специальная открытая площадка, предназначенная только для стоянки (хранения) автомобилей.

3.2 подземная автостоянка: Автостоянка, имеющая все этажи при отметке пола помещений ниже планировочной отметки земли более чем на половину высоты помещений.

3.3 автостоянки с пандусами (рампами): Автостоянки, которые используют ряд постоянно повышающихся (понижающихся) полов или ряд соединительных пандусов между полами, которые позволяют автомашине на своей тяге перемещаться с и на уровень земли.

3.4 механизированная автостоянка: Автостоянка, в которой транспортировка автомобилей в места (ячейки) хранения осуществляется специальными механизированными устройствами без участия водителей.

3.5 автостоянка с полумеханизированной парковкой: Автостоянка, в которой транспортировка автомобилей в места хранения осуществляется с участием водителей с использованием специальных механизированных устройств.

3.6 встроенная автостоянка: Автостоянка, располагаемая в пределах части высоты или ширины здания другого функционального назначения, и выделенная противопожарными преградами.

4 Размещение встроенных подземных автостоянок

Подземные автостоянки допускается встраивать в здания другого функционального назначения I и II степеней огнестойкости класса С0 и С1, за исключением зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф4.1, а также Ф5 категорий А и Б. Не допускается также располагать подземные встроенные автостоянки под пожарными отсеками данных классов функциональной пожарной опасности.

В здания класса Ф1.3 допускается встраивать автостоянки легковых автомобилей только с постоянно закрепленными местами для индивидуальных владельцев.

В здания класса Ф1.4 автостоянки допускается встраивать независимо от степени их огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности. При этом автостоянка выделяется противопожарными преградами с пределом огнестойкости EI 45.

5. Объемно-планировочные и конструктивные решения

5.1 Общие требования

5.1.1 Парковка автомобилей может осуществляться:

— с участием водителей — по пандусам (рампам) или с использованием грузовых лифтов (автостоянки без механизированной парковки и с полумеханизированной парковкой);

— без участия водителей — механизированными устройствами (механизированные автостоянки).

5.1.2 В автостоянках с полумеханизированной парковкой допускается осуществлять хранение автомобилей в два уровня.

5.1.3 Категории помещений для хранения автомобилей по взрывопожарной и пожарной опасности следует определять в соответствии с требованиями СП 12.13130. Помещения для хранения автомобилей при отсутствии расчетов следует относить к категории В1, пожарного отсека автостоянок — к категории В.

5.1.4 Стоянка (хранение) автомобилей, предназначенных для перевозки горюче-смазочных материалов, взрывчатых, ядовитых, инфицирующих и радиоактивных веществ, а также автомобилей с двигателями, работающими на сжатом природном газе и сжиженном нефтяном газе, в подземных встроенных автостоянках не допускается.

5.2 Автостоянки без механизированной парковки и с полумеханизированной парковкой

5.2.1 Встроенные подземные автостоянки могут иметь не более пяти подземных этажей.

5.2.2 Подземные автостоянки должны отделяться от пожарных отсеков другого функционального назначения противопожарными стенами и перекрытиями 1-го типа.

В зданиях класса Ф1.3 встроенную подземную автостоянку допускается отделять от жилых этажей техническим этажом, выделенным противопожарными перекрытиями 2-го типа.

5.2.3 Требуемую степень огнестойкости, допустимые этажность и площадь этажа автостоянок в пределах пожарного отсека следует принимать по СП 2.13130 (таблица 6.5). При этом степень огнестойкости автостоянки должна быть не менее степени огнестойкости здания, в которое она встраивается.

Автостоянки с двухуровневым хранением автомобилей следует предусматривать не ниже I степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности С0, с междуэтажными перекрытиями с пределом огнестойкости не менее REI 120.

5.2.4 Сообщение между пожарным отсеком для хранения автомобилей и смежным пожарным отсеком другого класса функциональной пожарной опасности следует предусматривать через проемы с выполнением тамбур-шлюзов 1-го типа с подпором воздуха при пожаре.

5.2.5 Сообщение между смежными пожарными отсеками для хранения автомобилей следует предусматривать через проемы с заполнением противопожарными воротами (дверями) 1-го типа с пределом огнестойкости не менее EI 60.

5.2.6 В подземных автостоянках не допускается разделение машиномест перегородками на отдельные боксы.

В помещениях хранения легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, для выделения постоянно закрепленных мест допускается применение сетчатого ограждения из негорючих материалов. При этом запрещается хранить ЛВЖ, ГЖ, авторезину, горючие вещества и материалы, а также негорючие вещества в сгораемой упаковке.

5.2.7 Размещение во встроенных подземных автостоянках помещений категорий А и Б не допускается.

5.2.8 В подземных встроенных автостоянках допускается предусматривать: служебные помещения для обслуживающего и дежурного персонала (контрольные и кассовые пункты, диспетчерская, охрана), технического назначения (для инженерного оборудования), санитарные узлы.

Устройство в подземной встроенной автостоянке помещений для сервисного обслуживания автомобилей (постов технического обслуживания и текущего ремонта, диагностирования и регулировочных работ и т.п.) не допускается, за исключением помещений мойки. Помещения мойки должны быть отделены от помещений хранения автомобилей противопожарными преградами с пределом огнестойкости (R)EI 45 и соответствующим заполнением проемов.

Размещение торговых помещений, лотков, киосков, ларьков в пожарных отсеках для хранения автомобилей не допускается.

5.2.9 Служебные помещения дежурного и обслуживающего персонала, насосные пожаротушения и водоснабжения, трансформаторные подстанции (только с сухими трансформаторами), помещение мойки допускается размещать не ниже первого подземного (верхнего) этажа встроенной подземной автостоянки.

5.2.10 В подземных встроенных автостоянках для обеспечения их сообщения с частями здания другого назначения допускается использовать лифты и лестничные клетки, соединяющие этажи автостоянки с вестибюлем при входе в здание, предусматривая на всех уровнях подземных этажей автостоянки устройство тамбур-шлюзов 1-го типа с подпором воздуха при пожаре.

При необходимости обеспечения функциональной связи автостоянки со всеми этажами здания на всех уровнях подземных этажей автостоянки помимо устройства тамбур-шлюзов 1-го типа с подпором воздуха при пожаре на всех уровнях подземных этажей автостоянки, необходимо предусматривать также подпор воздуха в объем общих лестничных клеток и лифтовых шахт.

Читайте также  Как правильно сделать проводку в гараже своими руками схема и монтаж

5.2.11 В автостоянках, имеющих три подземных этажа и более, следует предусматривать в каждом пожарном отсеке лифт для транспортирования пожарных подразделений, соответствующий требованиям ГОСТ Р 53296.

5.2.12 Для перемещения автомобилей следует предусматривать рампы (пандусы), наклонные междуэтажные перекрытия или грузовые лифты.

5.2.13 Лифты автостоянок, кроме имеющих режим работы "для транспортирования пожарных подразделений", оборудуются автоматическими устройствами, обеспечивающими их подъем (опускание) при пожаре на основной посадочный этаж, открывание дверей с последующим отключением.

Требования к организации подземного паркинга

Нередко зеленые насаждения, детские площадки и придомовые участки становятся парковочной зоной, что заметно портит впечатление от спального района.

Загазованность оказывает негативное влияние на здоровье и настроение жильцов, а у детей не остается места для безопасных игр. Лучший выход из сложившейся ситуации – подземная парковка, помогающая привести в должный вид двор и защищающая транспорт от сырости и пыли.

Виды подземного паркинга

подземный паркинг

По числу уровней бывают одноэтажные и многоуровневые подземные парковки. Одноэтажные парковки просты в возведении и чаще встречаются в жилых комплексах. Многоуровневые парковки сильно заглубляются в землю, поэтому возводятся во время постройки домов.

По способу работы и организации встречаются автоматизированные и рамповые подземные парковки. На автоматизированных парковках на нужный этаж транспортное средство доставляет лифт. Но поскольку их эксплуатация и возведение обходятся в разы дороже, парковки такого вида встречаются редко. В рамповых подземных парковках автомобили съезжают по спуску: организовано и перемещение между уровнями.

В жилых домах чаще организуют одноуровневые рамповые подземные парковки. Система экономит финансовые средства жильцов, не требует дополнительного обслуживания и проста в возведении.

Преимущества подземных парковок

подземная парковка

Среди неоспоримых преимуществ подземных парковок:

  • минимальный риск повреждения автомобиля и столкновения благодаря продуманной регулировке движения. Все транспортные средства встают на размеченные участки и передвигаются по выделенным путям;
  • защита от вредных выхлопов, благотворное влияние на настроение и самочувствие жильцов дома;
  • поддержание оптимальной температуры для транспортного средства. Владельцы автомобилей могут предусмотреть систему подачи теплого воздуха и отопления;
  • минимальный риск порчи имущества и угона. Владельцы транспортных средств могут нанять людей для присмотра за автомобилями, оборудовав отдельную зону для охранной службы;
  • защита транспортных средств от атмосферных явлений – град, дождь, мороз, сильный ветер, снег;
  • больше пространства для детей и взрослых. С подземными парковками удается сохранить парки, зоны отдыха, детские площадки, посадить деревья.

Недостатки подземных парковок

Несмотря на видимые преимущества, у подземных парковок есть и недостатки:

  • дорогое обслуживание. Паркинг нуждается в периодической замене элементов оформления и оборудования, регулярном уходе;
  • необходимость в соблюдении ряда норм и разрешении на строительство;
  • расход финансовых средств на охрану паркинга.

Общее соглашение жильцов дома с автомобилями и правильная организации работы позволит справиться с возникающими проблемами. Дополнительная защита от угона и надежное укрытие от осадков окупят вложенные средства.

Требования к подземным парковкам

оформление парковки

Сбор разрешающих документов и финансовых средств – основной, но не единственный этап строительства. Перед началом возведения паркинга следует учитывать ряд нюансов:

  • высота потолков на подземных паркингах должна быть больше 2,5 метров;
  • для отделки подземной парковки можно использовать только влагостойкие материалы, устойчивые к химическим и механическим воздействиям;
  • следует ответственно отнестись к закупке необходимого оборудования для организации паркинга – дорожных знаков, колесоотбойников, столбиков – и разметке путей перемещения и зон стоянки, иначе комиссия может не принять объект;
  • для защиты паркинга от затопления, следует организовать систему стоков для воды и позаботиться о гидроизоляции;
  • чтобы упростить движение по стоянке и организовать максимальный обзор, следует подумать о хорошем освещении и запастись светодиодными и люминесцентными лампами.

Подземный паркинг – это не деловая собственность, поэтому ответственность за его содержание несут только владельцы автомобилей. Жильцы дома, у которых нет транспортного средства, не имеют отношения к подземной стоянке и не должны ни физически, ни материально участвовать в ее возведении и содержании.

Требования к организации подземных парковок регулярно редактируются и изменяются. Перед началом строительных работ следует проконсультироваться с опытными специалистами и ознакомиться с действующим законодательством.

Дополнительные детали

оборудование на подземной парковке

Для обустройства подземного паркинга потребуется соответствующее оборудование и материалы:

Автомобильная подземная парковка: нормы проектирования по СНиП

Количество автотранспортных средств в современных городах возрастает с каждым годом, все больше нагружая дорожную инфраструктуру. Поэтому вопрос организации безопасных мест для паркинга стоит очень остро. При этом проблема касается не только крупных городов, но и средних населенных пунктов.

На сегодняшний день застройщики не могут сдать многоквартирный дом без качественно обустроенной автостоянки. Причем она должна соответствовать всем утвержденным нормам проектирования парковок, включая план строительства паркинга подземного типа.

Услуги грамотно и рационально обустроенной стоянки пользуются повышенным спросом – автомобилисты нуждаются в месте, где могут оставить свою машину в безопасных и комфортных условиях.

Въезд на подземную парковку со шлагбаумом

Какие бывают автостоянки

Организация проектирования автодорог позволяет создавать различные парковки и автостоянки в зависимости от определенных запросов под объект. По местоположению существует три варианта паркинга:

  • наземные (плоскостные, экопарковки);
  • подземные (общественные, частные);
  • на крыше строений и прилегающие к ним.

Наиболее востребованными являются первые два типа паркинга, так как их более просто и удобно использовать. Подземные стоянки – это технически более сложный вариант, требующий дополнительных гидрогеологических работ. Их стоимость гораздо выше наземных, так как потребуется усиливать несущий конструктив здания, а также обеспечить надежные перекрытия. Но при качественном проектировании такой вид автостоянки имеет большую вместительность и эффективность как для автомобилистов, так и для собственников территории паркинга.

Оборудованный подземный паркинг

Интересно: Кроме перечисленных выше типов стоянок, различаются открытые и закрытые, отапливаемые, неотапливаемые и комбинированные.

Требования к проектам

Существует перечень общих требований к автопаркингам любого вида. Он содержит:

  • проектирование ОДД (организация дорожного движения;
  • организацию дордвижения автомобилей и пешеходов;
  • распределение парковочных мест на выделенной площади;
  • организацию водоотвода с территории;
  • моделирование транспортной ситуации на территории автостоянки.

Кроме того, каждая парковка должна быть обустроена в соответствии с требованиями пожарной безопасности – это одной из основных требований к проектам по ГОСТ 12.1.004. В обязательном порядке должны быть организованы пути для эвакуации как ТС, так и пешеходов. А при строительстве необходимо использовать огнестойкие материалы, которые соответствуют системе пожарной безопасности. Если же паркинг механизированный, то по СП 5.13130, он должен быть оснащен автоматическими средствами пожаротушения.

Один из проектов подземной парковки

Нюансы проектирования парковки

Чтобы разработать проект с рациональным и грамотным подходом следует провести анализ и обработку огромного количества исходных данных и документации Только так возможно объективно понять особенности объекта и подстроиться под них:

  • функциональное предназначение;
  • границы участка, выделенного под проект;
  • плановая нагрузка на дорожное полотно;
  • анализ и подсчет необходимого числа автомест;
  • нюансы транспортной схемы;
  • расчет пропускной способности, радиус разворота машин и пр.

Этапы проектирования

Разработка проектного решения для автостоянки подразделяется на два основных этапа. Они приведены ниже:

  1. Первым шагом является выезд разработчиков на территорию объекта, что визуально обследовать и оценить его. Они проводят необходимые исследования, производят замеры, сверяют полученные данные с исходными документами, а также выполняют предварительный расчет парковочных мест в соответствии с площадью участка.
  2. Вторым этапом является собственно проектирования с решением технических, финансово-экономических, организационных и планировочных вопросов. Они должны быть разрешены таким образом, чтобы максимально точно отобразить смысл поставленных целей для будущего объекта, а также подходить под нормативы для автопарковки с проектным числом машино-мест.

Как разрабатывается рабочая и проектная документация

Разработка проектной документации осуществляется согласно рабочей модели. Практически все технические решения подлежат согласованию с контролирующими органами. По итогам специалисты разрабатывают технологический проект, в том числе рабочую документацию и информационно-транспортную модель. В их состав входят чертежи и схемы размещения автомашин, специальной разметки и искусственно созданных неровностей и пр. Техпроект – это отражение планируемого принципа функционирования паркинга.

Стоянка должна иметь рациональную систему организации перемещения авто, а также обладать функциональностью и удобством. Только так будет обеспечено ее эффективное функционирование согласно СНиП по парковке автомобилей.

Внимание: Разработкой подобной документации занимаются только специализированные организации. При этом важно выбрать компанию с большим опытом работы и рассмотреть успешно реализованные ей проекты.

Нормы проектирования

Одним из основных вопросов строительства паркинга является выбор материала, которым он будет вымощен. Как правило, для подземного типа выбирается бетонное или асфальтовое покрытие. Кроме этого, ниже перечислены основные критерии, которые рассматриваются при планировании проекта автопаркинга.

Число автомест

Первым вопросом при проектировании автостоянки является определение количества машино-мест. Этот показатель зависит от месторасположения участка, его использования и функций строительства. Требования к подземной парковке по СНиП, включая выделение определенного числа автомест для нетрудоспособных граждан, мест для погрузки/разгрузки грузовых авто, транспортировку мусора и доступ к спецмашинам, очень часто накладывают серьезные ограничения на планирование и строительство как коммерческой, так и жилой недвижимости

Расположение и дизайн

Когда решение о количестве машино-мест на стоянке принято, проектировщик приступает к рассмотрению ряда критериев, которые оказывают существенное влияние на местоположение и дизайн стоянки. Такими факторами являются:

  • примерное расположение места для паркинга на общей площади;
  • выбор оптимального места для заезда и выезда;
  • предполагаемое размещение автомест для инвалидов, которые должны примыкать ко входу в здание;
  • предположительное нахождение машино-мест для погрузки/выгрузки грузовиков.

Важно знать: Высота подземной парковки должна быть не менее двух метров согласно действющим нормам.

Требования безопасности

Далее должны быть решены вопросы относительно окружающих стоянку объектов и ограничений в соответствии с классификацией участка, опорными стенами, областями для управления ливневой зоной, сохранением озелененных зон и пр. Данные проблемы могут оказать значительное влияние на дизайн автостоянки:

  • должен быть обеспечен легкий доступ спецслужб на парковку;
  • потребуется решить вопрос о необходимости дополнительного противопожарного оборудования;
  • разработка оптимальной схемы перевозки мусора или доставки крупногабаритных грузов;
  • рациональное подключение к подземным коммуникациям.

Важно: Расстояние от парковки до общественного здания должно составлять не менее 10 метров.

Обустройство вентиляции на одной из подземных стоянок

Организация пространства

Наиболее эффективными и безопасными считаются те автостоянки, когда паркинг расположен перпендикулярно заезду на машино-место, а каждый въезд представляет собой двухстороннюю подъездную дорожку, благодаря которой водитель может припарковать авто справа или слева от нее.

Читайте также  Особенности и правила разводки электропроводки в гараже своими руками

Каждое парковочное место должно быть обозначено специальной разметкой. Автоместа для инвалидов следует размещать как можно ближе к основному входу в здание (выезду со стоянки). При этом должны быть обеспечены необходимые проходы, пешеходные дорожки, пандусы и таблички.

Справка: Обычно въезд на подземную парковки оборудован шлагбаумом с автоматическим управлением, доступ к которому имеют только жильцы квартир в МКД.

Таким образом, рассмотрены основные нормы проектирования подземных парковок. Но вне зависимости от вида стоянки, ее территория должна обладать высокой степенью безопасности, простым доступом для посетителей и удобством постановки авто на парковочное место.

Не нашли ответа? Остались вопросы?

Получите бесплатную юридическую консультацию прямо сейчас: *

8 (800) 350-29-83 — Регионы России
8 (499) 938-45-81 — Москва и Московская обл.
8 (812) 425-61-42 — Санкт-Петербург и Лен. обл.

* Внимание! Юристы не консультируют по адресам и режимам работы, порядку и форме оплаты услуг стоянок и парковок, не оказывают техническую поддержку сервисов и приложений. Консультация носит исключительно юридический характер!

Требования к подземным гаражам при их сооружении

Каким пунктом СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 пользоваться при определении расстояния от объекта до наземных индивидуальных (частных) гаражей:

  • «1. Разрыв от наземных гаражей-стоянок, паркингов закрытого типа принимается на основании результатов расчетов рассеивания загрязнений в атмосферном воздухе и уровней физического воздействия» (цитата)
  • данными таблицы 7.1.1, которая определяет «Расстояние от открытых автостоянок и паркингов…» в зависимости от их вместимости?

1. При определении минимально возможного расстояния от индивидуальных гаражей до других объектов, необходимо руководствоваться таблицей 10 пункта 11.25 свода правил СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», которая, за исключением примечания № 4, включена в Перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований «Технического регламента о безопасности зданий и сооружений и гласит:

Здания, до которых определяется расстояние

от гаражей и открытых стоянок при числе легковых автомобилей

от станций техничес-кого обслужи-вания при числе постов

В том числе торцы жилых домов без окон

Общеобразовательные школы и детские дошкольные учреждения

Лечебные учреждения со стационаром

* Определяется по согласованию с органами Государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

** Для зданий гаражей III — V степеней огнестойкости расстояния следует принимать не менее 12 м.

  1. Расстояния следует определять от окон жилых и общественных зданий и от границ земельных участков общеобразовательных школ, детских дошкольных учреждений и лечебных учреждений со стационаром до стен гаража или границ открытой стоянки.
  2. Расстояния от секционных жилых домов до открытых площадок вместимостью 101 — 300 машин, размещаемых вдоль продольных фасадов, следует принимать не менее 50 м.
  3. Для гаражей I — II степеней огнестойкости указанные в таблице 10 расстояния допускается сокращать на 25 % при отсутствии в гаражах открывающихся окон, а также въездов, ориентированных в сторону жилых и общественных зданий.
  4. Гаражи и открытые стоянки для хранения легковых автомобилей вместимостью более 300 машино-мест и станции технического обслуживания при числе постов более 30 следует размещать вне жилых районов на производственной территории на расстоянии не менее 50 м от жилых домов. Расстояния определяются по согласованию с органами Государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
  5. Для гаражей вместимостью более 10 машин указанные в таблице 10 расстояния допускается принимать по интерполяции.
  6. В одноэтажных гаражах боксового типа, принадлежащих гражданам, допускается устройство погребов.

2. Проектное расстояние от рассматриваемых гаражей необходимо принимать с учётом положений пункта 11.34 свода правил СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», который гласит:

«Расстояния от наземных, подземных, обвалованных гаражей-стоянок, открытых стоянок автомобилей, предназначенных для постоянного хранения и паркования легковых автомобилей, без иных источников загрязнения (мойки, станции технического обслуживания), парковок до жилых и общественных зданий, в том числе зданий дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций, организаций здравоохранения, следует принимать с учетом обеспечения нормируемых акустических и санитарных параметров с учетом требований санитарных норм и правил, СП 51.13330.2011 «Защита от шума», Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», «Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2018 г. № 222. Их размещение следует выбирать с учетом градостроительной ситуации, архитектурно-планировочного решения участка строительства и обосновывать расчетами рассеивания загрязнений атмосферного воздуха и уровней шума, обеспечивая выполнение требований СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», СН 2.2.4_2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки», ГН 2.1.6.3492-17 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений», нормативных требований по шуму, пожарной безопасности.

Примечание — Расстояние от вентиляционных шахт подземных стоянок автомобилей должно предусматриваться в соответствии с санитарными правилами и нормами.»

Сколько метров отступать от забора при строительстве гаража

Гараж на даче выступает особой хозяйственной постройкой. Его размещение диктуется удобством, возможностью проезда и требованиями СНиП. Узнать об ограничениях нужно до строительства.

Нормы СНиП, устанавливающие расстояние между объектами

Требования к застройке земельного дачного надела содержится в СНиП 30-02-97. Обусловлены они как санитарно-гигиеническими нормами, так и правилами пожарной безопасности.

Регламентируется расстояние между жилищами, хозпостройками, зелеными насаждениями, оградой. При этом учитывается материал. Дистанция между деревянными строениями всегда больше, чем между каменными, так как дерево хорошо горит.

  • Жилой дом ставят не ближе чем на расстоянии 3 м от границы участка.
  • От внешней ограды – на улицу, на трассу – здание должно отстоять на 5 м.
  • Птичники, сооружения для мелкого рогатого скота ставят не ближе чем за 4 м от любых других объектов.

Размещение зеленых насаждений в основном регламентирует соседство с другим дачным участком или наделом в деревне. Тень от высоких деревьев может закрывать от солнца теплолюбивые растения, высаженные с другой стороны забора. Поэтому здесь тоже действуют определенные требования. Кустарник высаживают не более чем за 1 м до ограждения, деревья среднерослые, наподобие орешника или яблони – за 2. Высокие садят на расстоянии в 4 м от ограды.

Правила противопожарной безопасности основываются на горючести и свойствах строительных материалов. Это нередко приводит к увеличению дистанции между постройками.

Требования СНиП актуальны для любых участков: ИЖС, ДНП, СНТ.

Отступы и расстояния на участке от дома и от забора

На каком расстоянии от забора и дома можно строить гараж, тоже определяет СНиП:

  • Между гаражным боксом и жилым зданием сохраняется дистанция в 3 м.
  • До окон соседнего дома – не меньше 6 м. Этот параметр диктуется пожарной безопасностью. Расстояние достаточное, чтобы огонь не перебрался за границу сектора.
  • Дистанция от ограждения до отдельно стоящего гаража не менее чем 1 м. Таким образом появляется возможность перемещаться вдоль штакетника, если легковая машина находится у ворот гаража.
  • Удаленность от гаража до автодороги должна оставлять не менее 3 м, но не более 5 м. Таким образом обеспечивают безопасный выезд машины со двора. Кроме того, такая дистанция требуется, чтобы обеспечить нормальную работу спецтехники.

Нужно иметь в виду, что удаленность гаража от любого другого объекта рассчитывается от проекции на землю. Если у строения есть цоколь, то от него, если нет – то от стен, если свес крыши выступает за край стены, то от карниза.

Требования СНиП РФ обязательны для капитальных сооружений из кирпича, камня, блоков на ленточном фундаменте. Железные постройки, каркасные, переносные бетонные рассматриваются как временные. В этом случае выполнение норм не обязательно.

Особенности соседства с деревянными постройками

Материал постройки влияет на его местоположение. Действуют следующие правила:

  • Между строениями из камня и кирпича допускается расстояние в 6 м.
  • Если в каменном строении перекрытия изготовлены из дерева, дистанция увеличивается до 8 м.
  • Между деревянным и каменным зданием расстояние составляет 10 м.
  • Между двумя деревянными постройками – 15 м.

Требования действуют не только в границах своего участка. Если деревянный гараж стоит на расстояние в 6 м от дома на соседском участке – это нарушение закона.

Требования к подземным гаражным сооружениям

На дачном участке подземный гараж достраивают в доме – в подвале. Устанавливать его в качестве отдельного объекта на небольшом участке невозможно, да и организация подъезда к нему отдельно от жилого здания составляет немало трудностей.

Такой гараж считается частью дома. Если помещение размещается в пределах подвала, то есть фундамента дома, его наличие никак не влияет на расположение других объектов. Если представляет собой вариант углубленной пристройки, границы дома включают ее и дистанция до ближайшего объекта рассчитывается, как расстояние от стены гаража, а не капитальной стены здания.

Отдельный гараж или пристроенный

Отдельно стоящий гараж, если он имеет капитальные стены, рассматривается как хозпостройка. Ее местоположение определяется требованиями СНиП. Строение ставят не ближе чем за 3 м до жилого дома, 1 м до сарая, 4 м до высоких деревьев.

Если гараж пристраивают к дому, вне зависимости от конструкции он становится частью здания. Дистанция от стен гаражного бокса до соседних объектов вычисляется как от стены жилого дома.

Красные линии и размещение относительно них

Красные линии в плане наделов обозначают территорию общего пользования, наподобие проездов, скверов, бульваров, а также площадь, занятую линейными объектами.

Чаще всего прохождение красных линий через участок или рядом с ним, исключает возможность возведения построек на этом наделе.

Например, если красная прямая обозначит будущую автомобильную трассу и проходит рядом с межой, это означает, что при обустройстве дороги дорожно-строительная организация имеет право разместить на частном наделе дорожную остановку. При обслуживании дороги или ремонте, например, ее работники имеют право проезда по участку и прочее.

В какой-то мере остается доступной только та территория, которая выходит за пределы полосы отвода автомобильной или пешеходной дороги – на расстоянии не менее 5 м от красной линии.

Расстояние от забора соседей

От границы надела или забора гараж должен отстоять на 1 м. Если у постройки длинный свес или козырек, дистанция измеряется от края козырька или крыши. Это делается, чтобы стекающая с кровли дождевая вода не оказывалась на участке соседа.

О размерах гаража

Габариты постройки определяются числом автомашин и их размерами. Так как площадь надела не так уж велика, размеры гаражей стараются минимизировать:

  • Сзади и спереди стоящей машины должно оставаться не меньше 50 см свободного пространства. Значит, минимальная длина постройки равна сумме длины машины и 1 м.
  • Ширина включает ширину автомобиля плюс 90–100 см с каждой стороны для свободного открывания дверей.
  • Между потолком и крышей машины сохраняется не менее 50 см, то есть величина равна сумме высоты легковой и 50 см.

Нередко в гараже нужно предусмотреть место для велосипедов, мопедов, гироскутеров. Если в бокс поставят и мотоцикл, ширина гаража заметно возрастает.

Основные требования пожарной безопасности к гаражам

Гаражное помещение должно удовлетворять следующим требованиям:

Бокс оборудуется 2 рабочими огнетушителями;

  • снаружи постройки монтируют пожарный щит и ставят ящик с песком;
  • лампы защищают плафонами;
  • электропроводку помещают в гофрированных трубах;
  • гараж должна обслуживать отдельная электролиния с собственным распределительным щитком.

Запрещается ставить в гараже отопители.

Некоторые тонкости вопроса

Какими бы строгими ни были требования СНиП, в некоторых случаях ими можно пренебречь.

  1. Если гараж стоит на фундаменте, он относится к капитальным постройкам. Для его сооружения требуется разрешение.
  2. Если устанавливается металлический бокс, переносной бетонный, разрешения не нужны. Ставить такую конструкцию можно в любом месте.
  3. СНиП требует, чтобы расстояние от соседнего забора до гаража была не менее чем 1 м, а до соседних окон 6 м. Однако разрешается заключить договор с владельцем соседнего участка и построить бокс буквально «окно в окно». Договор должен быть правильно оформлен и нотариально заверен.
  4. Допускается использовать заднюю или боковую стенку гаража как часть забора. Для этого требуется заключить с соседом соглашение.

Гараж на дачном участке – хозяйственный объект. Его размещение регламентируется нормами СНиП и пожарной безопасности. В определенных случаях эти ограничения могут быть изменены.

Инструкция о мерах пожарной безопасности в гараже, гаражном боксе, паркинге

Инструкция о мерах пожарной безопасности в гараже, гаражном боксе, паркинге

Требования пожарной безопасности к гаражам для стоянки автомобилей установлены актами:

  1. основные:
    • СП 113.13330 (СНиП 21-02-99), 154.13130 ;
  • типовые инструкции по пожарной безопасности.

Требования и нормы ПБ в гаражах

Для строительства коммерческих боксов, стоянок, парковок в обязательном порядке требуется согласование с ГПН. Сооружения на частных участках (индивидуальные гаражи) не нормируются.

Хранение бензина в гараже

Легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ), газообразные горючие вещества и неочищенную от топлива тару запрещено хранить в помещениях гаражей-стоянок в МКД, на подземных паркингах. Исключения:

    топливо в баках самих ТС;

    бензин, дизель – до 20 кг;

Хранение резины в гараже

Шины и резиновые предметы следует держать раздельно с иными изделиями. Запрещено совместное хранение, под которым имеется в виду непосредственная близость, одна секция, сегмент помещения.

В особых случаях, например, на стояночных комплексах, место с покрышками отделяют противопожарными перегородками, перекрытиями (п. 2.30 ВСН 01-89 , СП 4.13130 ). На подземных паркингах запрещено хранить резину вообще.

Расстояние между автомобилями

Автомобили ставят с промежутками в 0,5 – 0,8 м (Прил. А, СП 113.13330 ). Это же расстояние отмеряют от конструкций помещения. Между машинами на промышленных объектах – от 1 м.

Расстояния между гаражом и другими объектами

Для предприятий градостроительные нормы и СанПиН обязательные:

  1. от ворот до перекрестков:
    • магистральных улиц – 50 м, обычных – 20 м;

Правила по расстояниям содержит табл. B.1 СП 113.13330, табл. 10.1 СП 42.13330.2016 :

от гаражей и открытых стоянок при числе легковых автомобилей

от станций технического обслуживания при числе постов

В том числе торцы жилых домов без окон

Общеобразовательные школы и детские дошкольные учреждения

Лечебные учреждения со стационаром

Для индивидуального гаража правила рекомендательного характера:

    до линии раздела, забора соседнего участка – 1 м (под сточные воды, аварийный проход);

    встроенными – 6 — 10 м от забора, деревянные – 15 м;

Замеры делаются от краев выступающего цоколя или стен, от того, что больше выделяется до линии ближайшей детали соседней постройки.

Класс функциональной пожарной опасности гаража

Объекты для хранения автомобилей условно разделяют на 4 категории. Есть классы пожарной безопасности, степени огнестойкости, предопределяющие строгость требований:

Отдельно стоящие частные

  • Ф5;
  • индивидуальное строение не подлежит нормированию, если не является частью СТО.

Помещения гаражного кооператива

  • Ф 5.2;
  • расчет опасности обязательный. Приравнивается к складам.

Категории от А до Д в зависимости от количества мест. Например, парковки возле супермаркетов относят к В1 и В2.

Классифицируются в зависимости от топлива, параметров самого здания.

Стоянки для газобаллоных машин размещаются в отдельных постройках I – V ст., класс C0. Запрещено использовать:

    подвалы, цоколи, подземные помещения;

Пример расчета по категории гаража по взрывопожарной и пожарной опасности

Огнестойкость распространенных построек (по ФЗ 123, ст. 69, табл. 11):

    кирпичный бокс: степень II или III, кл. С0;

Для грузового автотранспорта исчисления потребуются. Расчет включает сложные формулы. Определяется:

    давление насыщенных паров, взрыва;

Учитывается наличие поддонов, сливных приямков. Данные сопоставляют с нормами НПБ и относят здание к соответствующему классу. Краткое изложение «Примера №17» из пособия к СП 12.13130.2009 для грузовика:

    высчитывают общую массу горючих веществ (топливо, картон, резина и пр.) Результат сравнивают с таблицами;

Определить степень огнестойкости здания гаража можно по СНиП 21-01-97. Для этого необходимо знать, из каких материалов построено здание. Процедуру осуществляют специалисты, поскольку потребуется провести испытания, применить классификацию различных веществ.

Средства пожаротушения в гараже

    для частных отдельно стоящих объектов для хранения автотранспорта достаточно первичных мер (огнетушители);

Пожарный щит: требования

    нет внутреннего водовода для тушения возгораний и АУПТ;

Количество щитов, комплектация, их необходимость для классов и категории строений определяется таблицами СП 113.13330 и ППР.

    инструмент для резки проводов;

Огнетушитель для гаража: какой выбрать

Для автостоянок рекомендованы порошковые или углекислотные огнетушители. Используются также пенные и водные первичные средства пожаротушения, но они малоэффективные для ГСМ. Для организаций количество и тип определяется по таблицам СП 113.13330, НПБ 166-97 (Прил. 1), ППР.

Сколько огнетушителей должно быть

Количество огнетушителей для стоянки, боксов до 200 м. кв. (табл. 1 ППБ):

    ОП или ОВП от 10 л – 4;

первичные средства пожаротушения и правила применения при тушении пожара

Система дымоудаления в гараже

Минимум для гаража – это вытяжная противодымная система по СП 60.13330.2012 (СНиП 41-01-2003) (р. с учетом п. 7.2 и 7.3 СП 7.13130 для удаления продуктов, выделяющихся при возгорании веществ.

Пожарная сигнализация в гаражах: требования

Автостоянки с количеством парковочных мест от 10 шт. должны оборудоваться противопожарной сигнализацией. Оповещение в частных отдельных боксах отнесено на усмотрение владельца. Для сигнализации требуется проект по НПБ 88-2001.

Какие извещатели ставить

Дымовые извещатели – это стандарт, рекомендованный НПБ 88-2001 в п. 13.5. Есть мнение, что дымовые датчики часто срабатывают ложно от выхлопов. Это не всегда так – качественные извещатели имеют соответствующие настройки.

Противопожарные мероприятия в автогаражах

Меры состоят в следующем:

Работники, персонал допускаются к исполнению своих обязанностей только после прохождения инструктажей и проверки знаний. Обязательно для организаций разрабатывается инструкция о пожарной безопасности.

План эвакуации техники при пожаре в гараже

Разработку эвакуационной схемы организовывает руководитель предприятия. Схема вывешивается поэтажно и содержит:

    направления для выхода;

Указатели эвакуационных путей (светящиеся таблички, стрелки) вывешиваются на каждом этаже. План обязательный для помещений:

    массово посещаемых (кроме жилых домов);

План эвакуации составляется по ППР, ГОСТ Р 12.2.143-2009 , СП 113.13330.2012.

Как тушить пожар в гараже

Правила ликвидации возгораний учитывают закрытость, компактность бокса, наличие вентиляции:

    не приближаться к горящим объектам, если есть угроза взрыва;

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: