Как затонировать дерево нужный цвет

Тонирование древесины

Тонирование древесины, это один из эффективных способов декорирования различных предметов из дерева. Тонирование позволяет изменить внешний вид древесины, а именно:

  • Придание дереву нового оттенка
  • Выравнивание оттенка поверхности дерева
  • Повышение защитных свойств деревянного изделия
  • Усиление натурального оттенка дерева
  • Более яркое проявление натуральной текстуры поверхности дерева
  • Придание новых декоративных свойств, старой деревянной мебели
  • Маскирование различных дефектов

Так, на первый взгляд, устаревшая, надоевшая мебель, может стать новым предметом интерьера вашего дома.

Тонирование-древесины

Процесс тонирования древесины своими руками

Своими руками, тонировать древесину совсем не сложно. Расскажем поэтапно, как это сделать. Ниже вы найдете информацию о том, какие составы для тонирования использовать.

Как любая работа, начало тонирования, подразумевает подготовку поверхности. Для этого, поверхность шлифуют вручную, или при использовании электрического инструмента. Например, болгаркой.

Для того, чтобы тонирующий состав, лег на поверхность равномерно, нужно:

  • Отшлифовать поверхность наждачной бумагой, с крупным зерном.
  • Далее поверхность следует намочить водой и провести шлифовку наждачной бумагой с мелким зерном.
  • Убираем образовавшуюся пыль, даем поверхности просохнуть
  • Наносим тонирующий состав на поверхность, при помощи кисти, валика или распылителя. Излишки состава убрать х/б тканью.
  • Оставляем состав, для того, чтобы он полностью просох. Только после полного просыхания поверхности, можно оценить, требуется ли нанесение второго и последующих слоев.
  • Завершающим этапом тонирования является покрытие поверхности лаком для дерева. Только после полного просыхания последнего слоя тонирующего состава.

Тонирование древесины. Какие составы использовать

Для тонирования отлично подходят готовые составы, которые можно разделить на составы, в основе которых содержится пигмент, либо на основе красителя. расскажем о составах более подробно.

Составы на основе пигмента

Пигментом называют цветные, мельчайшие частички. В производстве состава для тонирования, их смешивают с вязкой основой. При нанесении состава, на основе пигмента, частички попадают в мелкие трещины, сколы, царапины, на поверхности. В связи с чем, все места на поверхности, которые имеют перечисленные выше небольшие неровности, становятся более яркими. Нежели основная площадь поверхности. Это отлично подчеркивает деревянную текстуру. И выгодно ее выделяет. Делая изделие, эффектнее.

Для тонирования древесины, составы на основе пигмента, используются такие, как морилки и масла. Готовые составы доступны по вполне приемлемым ценам и, практически всегда, есть во всех строительных магазинах и рынках.

Тонирование древесины морилкой позволяет не только подчеркнуть текстуру поверхности и изменить ее оттенок. Но и прекрасно защищает древесину, от различного рода, пагубного воздействия. А именно, от вредителей, гниения, плесени, грибка и воздействия влаги. Морилкой, при желании, можно подчеркнуть естественный цвет древесины, не меняя ее оттенка.

Хорошие результаты дает, и тонирование древесины маслом. Масло для тонирования, используют различные. Самыми популярными являются льняное, подсолнечное и оливковое масла. Поверхность древесины, тонированная маслом, становится гладкой и получает блеск.

Масло является абсолютно безвредным. Такое тонирование можно проводить и для предметов мебели в детской комнате.

Не имеющее никаких токсичных, вредных веществ, масло проникает достаточно глубоко, в древесину. Но не перекрывает ее поры. Что не “консервирует” древесину. И позволяет ей дышать. Обработка древесины маслом, значительно увеличивает срок службы деревянных поверхностей и предметов мебели, интерьера и декора.

Составы на основе красителя

Такие составы, содержат в своей основе воду или растворитель. Обработанная таким составом, поверхность древесины приобретает однородный, ровный цвет. Проникают составы, в глубь волокон, не меняя структуру древесины.

У составов на основе красителя есть один недостаток. Он незначительный, но его нужно учитывать обязательно. Чтобы результат тонирования вас не разочаровал.

Из-за содержащей в составе, воды, при нанесении, поднимается ворс, на поверхности. Чтобы поверхность была идеально гладкой, необходима дополнительная ее обработка.

Своими руками — Как сделать самому

Как сделать что-то самому, своими руками — сайт домашнего мастера

Чем тонировать дерево – красители, пигменты и воск

  • ✓ Красители и пигменты для дерева: в чем различие?
  • ✓ Использование красителей для дерева: советы
  • ✓ Нанесение воска на дерево

Тонировка дерева своими руками – красители и пигменты

Вам наверняка приходилось, глядя на образцы-выкраски в магазине, сожалеть о том, что два соседних тона не подходят для вашего проекта, а промежуточных оттенков нет. В таких случаях советуем начать эксперименты с красителями.

Добавьте их в свой набор средств для отделки (только красители или в сочетании с пигментами), и ваши возможности удесятерятся. Эти растворы применяются почти так же, как привычные морилки, которые наносят кистью, а затем стирают лишнее, но они выявляют рисунок и текстуру древесины принципиально иным способом.

Красители и пигменты для дерева: в чем различие?

Готовые составы, которые можно найти в продаже, как правило, яв-ляются пигментными морилками, а иногда содержат смесь пигментов и красителей. Пигменты -твердые цветные частицы тонкого помола -смешивают с вяжущим веществом, которое удерживает их на древесине. Они оседают в углублениях, таких, как риски-царапины от наждачной бумаги или древесные поры.

В относительно больших порах-сосудах (например, красного дуба) пигментов скапливается больше, и они сильнее затемняют текстуру древесины. При грубой шлифовке на древесине также задерживается больше пигментных частиц, чем на гладкой поверхности. Красители, в отличие от пигментов, полностью растворяются в соответствующих жидкостях.

Когда такой раствор впитывается в древесину, краситель также проникает вглубь, окрашивая древесные волокна. При этом внешний вид древесины изменяется не так, как при использовании пигментов, что особенно заметно на плотной древесине с мелкими порами, такой, как клен, где практически нет углублений, в которых могли бы задерживаться частички пигмента.

Красоту рисунка такой древесины часто удается выявить только с помощью красителей. Чтобы добиться наибольшего эффекта, используйте преимущества обоих типов красящих веществ.

Сначала нанесите краситель, который глубоко проникает в волокна, подчеркивая рисунок древесины. Затем возьмите пигментную морилку, частицы которой осядут в мельчайших углублениях поверхности и выявят текстуру. Рецепты составов для тонирования даны в конце статьи.

Смешивание и нанесение красителей

В отличие от пигментных морилок, которые, как правило, продаются полностью готовыми к применению, красители чаше выпускаются в виде концентрата (порошок или жидкость), который следует перед использованием смешать с растворителем (спиртом или водой). К счастью, это несложно. Если вам раньше не приходилось работать с красителями, советуем начать с водорастворимых концентратов.

Водные растворы, в отличие от спиртовых, сохнут медленнее, и вам будет проще вовремя справиться с ошибками. Они проникают в древесину глубже других, поэтому сильнее влияют на изменение цвета. Как правило, они продаются расфасованными в небольших количествах, и с ними удобно работать при составлении смесей с точными пропорциями. Всегда надевайте защитную маску, чтобы не вдыхать вредную для здоровья пыль, и разбавляйте порошок, следуя указаниям на упаковке.

Как и любое другое средство для отделки, красящий состав следует сначала испытать на обрезках древесины, из которой изготовлены детали вашего проекта. Перед нанесением подготовьте поверхность.

Сначала отшлифуйте наждачной бумагой № 220, затем, чтобы не пришлось удалять ворс на уже окрашенной древесине, поднимите его, протерев поверхность мокрой губкой или тканью. Дождитесь, пока поверхность полностью высохнет, и еще раз отшлифуйте ее наждачной бумагой № 320.

Наносите раствор красителя кистью, губкой или тканевым тампоном, набирая достаточно жидкости, чтобы она не успевала подсыхать на границе мазков. Затем сотрите излишки раствора мягкой тканью. Если хотите получить более темный цвет, дайте первому слою полностью высохнуть,

Прежде чем нанести второй.

Цвет получился слишком темным? Осветлите поверхность, протирая се тканью, смоченной в соответствующем растворителе. Лучше, если древесина при этом будет еще влажной, но, так как в растворе красителя нет вяжущих веществ, вы можете сделать цвет светлее даже после того, как состав высохнет полностью.

Как смешать краситель:

Отмерьте и подогрейте указанное в инструкции количество дистиллированной воды, перед тем как всыпать и размешать порошок красителя.

Процедите раствор в другую банку через фильтр для кофеварки, закрепленный резинкой, чтобы удалить все не растворенные частицы порошка.

Выбирайте красители для:

  • выявления причудливого рисунка свилеватой древесины, такой, как клен «птичий глаз» или березовый кап;
  • плотной древесины, такой, как клен, которая плохо окрашивается пигментными морилками;
  • выравнивания цвета контрастных участков древесины, например заболони ореха или темных полос тополя;
  • окрашивания поверхностей в яркие цвета, не свойственные натуральной древесине;
  • тонирования древесины, склонной к пятнистости из-за разной плотности отдельных участков, такой, как сосна; смешайте спиртовой раствор красителя с шеллаком и наносите смесь распылением.
Читайте также  Как правильно рассчитать мансардную крышу

Выбирайте пигменты для:

  • усиления контраста текстуры крупнопористой древесины;
  • поверхностей, которые будут подвержены облучению солнцем (частицы пигмента обеспечат защиту от ультрафиолета, которую не могут дать красители).

Использование красителей для дерева: советы

  • Жидкие концентраты удобнее, так как после разбавления их не требуется процеживать. Но они стоят дороже. Поэтому лучше начать с менее дорогих порошков, а жидкие оставить для точного подбора цвета на окончательном этапе, чтобы просто добавлять их пипеткой по капле.
  • Из одного пакетика порошка-концентрата обычно получается около 1 л готового раствора, которого хватает надолго, и он может храниться почти бесконечно в плотно закрытой банке. Просто встряхните содержимое банки перед новым использованием.
  • Запишите на банке марку красителя, его цвет, номер партии и количество растворителя, чтобы вы могли приготовить точно такой же раствор, если потребуется.
  • Если вы опасаетесь, что цвет древесины будет слишком темным, просто отлейте немного красящего раствора из банки в отдельную емкость и разбавьте соответствующим растворителем, не забыв записать пропорцию. Намного проще нанести второй слой красителя на древесину, чем пытаться равномерно ее осветлить.
  • Большинство красителей выцветает под действием ультрафиолета. Если ваше изделие будет находиться под прямыми солнечными лучами, выбирайте морилку на основе пигмента или смеси пигмента с красителем.

Нанесение воска на дерево

Завершив изготовление очередного проекта и нанеся отделку, не будет лишним добавить еще и слой восковой пасты для дополнительной защиты и улучшения внешнего вида изделия.

А если вы сделали декоративный предмет, который не будут часто брать в руки, например точеную вазочку или рамку для фотографий, покрытая воском древесина будет выглядеть естественно.

Большинство восковых паст состоит из следующих компонентов.

Разбавитель (толуол или заменитель скипидара), который придает пасте консистенцию, удобную для нанесения.

Мягкий воск (пчелиный воск или парафин), облегчающий процесс полировки.

Твердый воск (карнаубский), позволяющий получить блестящее покрытие. Прежде чем наносить восковую пасту, дайте отделочному покрытию окончательно затвердеть в течение нескольких дней, а затем нанесите воск, как показано на фото вверху. Работайте в помещении с хорошей вентиляцией и надевайте резиновые перчатки для защиты кожи рук от растворителя. Слой пасты должен быть очень тонким – одной столовой ложки достаточно, чтобы покрыть крышку большого обеденного стола. На рельефных поверхностях располируйте воск обувной щеткой из натуральной щетины.

Если хотите, можете использовать цветную восковую пасту для тонирования чистой древесины (левое фото) или изменения оттенка готового изделия (правое фото). Подберите пасту подходящего цвета, чтобы скрыть царапины и трещины старого покрытия.

Срок службы восковых покрытий зависит от того, как вы используете предмет. Кофейному столику в столовой обычно достается больше, чем стоящему в углу столику-консоли. Потускневшие поверхности нетрудно освежить полировкой.

А если блеск при этом не восстанавливается, нанесите еще немного пасты, которая размягчит старую восковую пленку. Удалите излишки пасты и заново отполируйте поверхность.

Если когда-нибудь потребуется обновить отделку, полностью удалите воск, чтобы он не ухудшил адгезию новых слоев. Просто смочите ткань уайт-спиритом и тщательно протирайте поверхность.

Нанесение воска на дерево (вверху)

Положите комочек восковой пасты на хлопчатобумажный лоскут, сложите уголки и скрутите концы, чтобы получился тампон для нанесения воска. Растирайте пасту круговыми движениями, втирая состав в поры древесины.

Когда нанесенный слой станет тусклым, отполируйте его до блеска электродрелью с насадкой из мягкого фетра, установив небольшие обороты.

Тонирование дерева воском (внизу)

С помощью цветных восковых паст можно придать древесине различные оттенки, часть из которых вы видите на этих сосновых образцах.

Два типа восковых составов, нанесенных на ореховую древесину поверх лакового слоя, выглядят по-разному. Заметьте, что окрашенный воск усиливает контраст текстурного рисунка.

Технология тонирования древесины без пигментированных морилок

Расскажу вам об интересной, эффективной, но малоизвестной в России технологии изменения цвета деталей деревянной игрушки без использования пигментированных морилок, путем горячего запекания.

Кстати, на ярмарке вы можете привлечь дополнительный интерес покупателей, рассказав, что детали испечены в духовке.

Технология тонирования древесины без пигментированных морилок, фото № 1

Встречал на просторах инета подобный эксперимент из опыта заграничных умельцев, когда детали деревянной игрушки запекаются ими в домашней духовке или настольной духовке для тостов.

Что особенного в этом способе? В процессе термообработки древесина не только меняет цвет, но и менее подвержена гниению, плесневению и коррозии, ярче проявляется рисунок дерева, деталь устойчива к влажности без дополнительного защитного покрытия, этот способ придания цвета является 100% натуральным. При таком способе отсутствует воздействие каких-либо химических веществ. Это идеальный вариант для изготовления грызунков.

Использование не домашней, а настольной духовки предпочтительнее. Т.к. при запекании длительное время идет довольно сильный неприятный запах горелого дерева по квартире. Настольную духовку можно поставить в нежилом помещении.
При этом нужно быть готовым к тому, что запах останется и придется оставить эту печь в дальнейшем только для целей мастерской.
Для получения хорошего результата важно соблюсти ряд условий:
1. Начать эксперименты на ненужных обрезках. Нужно заложить детали для запекания с небольшим запасом по количеству.

Некоторые образцы пригодятся для тестирования, о котором я расскажу ниже.

2. Перед запеканием не обрабатывать детали маслом или воском. Это может привести к образованию пятен. Поверхность запекаемых деталей должна быть чистой. Детали, покрытые маслом, могут загореться!

3. Не запекать склеенные детали. Щиты могут растрескаться по шву склейки от температуры. Запекать советуют только массив лиственных пород. Отверстие делать после, в запеченной игрушке.

4. Дерево не должно быть влажным. Запекание такой древесины не высушит ее, а скорее приведет к образованию трещин.

5. При определении времени запекания необходимо помнить, что после покрытия маслом дерево темнеет! Хороший результат на вишне, клене и березе, дубе, сосне.
Сосна, по отзывам, через час дает светло-ореховый цвет, а через два часа с небольшим приобретает оттенок красного дерева.
Время запекания вы сами определяете экспериментальным путем, в зависимости от желаемой насыщенности цвета.
Запекание обладает двумя неоспоримыми преимуществами — это доступный и недорогой способ, древесина практически стерилизуется.
Хотя есть и очевидные недостатки: малая вариативность оттенков по тону, непредсказуемость результата.

Например, не удастся добиться красноватого или желтого оттенка. Только варианты тона от светло коричневого до практически черного.
О получении большей вариативности оттенков тонировки пигментированными морилками это тема следующей статьи.

Если вы хотите получить черные блестящие колеса — сэкономьте свое время и покрасьте их акриловой краской, а затем, акриловым лаком. Если вы хотите получить красивые тонированные темные колеса с рисунком дерева, то запеките их!

Технология тонирования древесины без пигментированных морилок, фото № 2

Технология волшебства:

Разберем на примере колес

1. Предварительно разогрейте духовку о 200 градусов по Цельсию. Можно взять печь для тостеров. На стенках духовки останется нагар от паров древесины!

Технология тонирования древесины без пигментированных морилок, фото № 3

2. Возьмите противень, уложите детали игрушек. Противень можно застелить пергаментной бумагой.

Важно взять сплошной поддон, а не решетку. Потому что колеса могут просыпаться вниз, на горячую поверхность духовки.

Технология тонирования древесины без пигментированных морилок, фото № 4

Установите поднос на средний уровень в духовке. Таймер духовки тостера ставим на 30 минут.

Дерево запекается постепенно, 30 минут, достаем, проверяем, сверяем с цветом желаемого тона на образце, запекаем еще 30 минут и проверяем опять.

Сравните результаты через 30 минут запекания и через 60 минут.

Технология тонирования древесины без пигментированных морилок, фото № 5

Светлый тон дает запекание около 1 часа. Темный тон получается примерно за два часа. Можно довести практически до угольно черного тона, но это испортит заготовки.

Можно провести предварительное тестирование после часа запекания, не подверглась ли деталь «короблению».

Технология тонирования древесины без пигментированных морилок, фото № 6

Иначе машинка на таких колесах начнет не катиться, а подпрыгивать.

Следующий предварительный тест — это покрытие маслом одной детали и сверка с желаемым тоном образца.

Слева на фото два не запеченных колеса, справа два запеченных. На первый взгляд тон слишком светлый и нужно запекать еще. Однако, после нанесения масла становится очевидно, что больше запекать не нужно.

Технология тонирования древесины без пигментированных морилок, фото № 7

Скорее всего дело в том, что при запекании открываются поры дерева и оно отлично впитывает масло.

Видно небольшое различие тона по ободу колеса и его лицевой стороне. Но оно мне даже нравиться.Колесо выглядит реалистично, как будто проехало небольшое расстояние :)

Если цвет вас не устраивает, далее запекайте по таймеру интервалами не более 15 минут.

Доставайте детали своих игрушек минут на 15 ранее того времени, которое Вы считаете идеальным для получения тона, нужного вам по насыщенности.

Читайте также  Почему хрустит ламинат при ходьбе

Помните, что температура детали не падает мгновенно! Это значит, что даже после извлечения из духовки какое-то время дерево будет продолжать «запекаться» за счет внутренней температуры. И остановить этот процесс принудительно невозможно. Например, если железо раскаленным резко опускают в воду и это улучшает его свойства, то с деревом этот трюк приведет к порче, трещинам и выбрасыванию заготовки.

3. Выключите духовку, выньте противень, дайте деталям остыть до ощущения приятной теплоты при ощупывании рукой.

4. Натрите деталь воском или покройте маслом. Дайте высохнуть. Деталь готова!

Запеченные детали нужно покрывать финишем, пока они теплые. Получается качественный результат. Масло и воск хорошо и более равномерно впитываются.

Важно:

Помните, что вы никогда не сможете предсказать точно получаемый тон в результате запекания. Даже кусочки дерева с одной и той же доски запекаются по разному.

— После покрытия маслом тон станет темнее, нельзя запекать до угольной черноты, на этой стадии идет разрушение волокон дерева.

— Сначала запекайте образцы, чтобы определить нужное время и желаемый тон. Не запекайте примерно, заглядывая в духовку. Результат такого запекания очень непредсказуем.

Сверяем тон на солнечном свете. При электрическом свете также можно не увидеть правильный тон.

Технология тонирования древесины без пигментированных морилок, фото № 8

Видно, что колесо приобрело приятный тон и хорошо виден рисунок древесины.

После запекания некоторые колеса могут запечься сильнее с лицевой стороны, чем лежащие рядом или на торцах.

Поэтому важно закладывать некоторый запас колес и затем подбирать их. Например, на одну сторону машинки поставить колеса более темного, а на другую сторону колеса более светлого тона. Вряд ли покупателю придет в голову сверять тон колес.

Можно предложить скидку на игрушку с колесами разного тона, либо оставить для подбора из следующей партии.

Ведь истинная цель — создать своими руками действительно уникальную модель деревянной машинки или другой игрушки на радость малышам, которым совершенно безразличны разнотоновость их деталей или колес.

Последующий подбор и сортировка помогут не отбраковывая использовать все колеса в ваших игрушках.

Когда вы приступаете к процессу запекания, не думайте: «Я делал это уже столько раз, что могу идти спокойно смотреть футбол, пока они пекутся». Вас может ждать сюрприз, когда вы вернетесь!

Не позволяйте первому успеху вскружить вам голову! Результаты каждый раз разные!

Про запекание фанеры — думаю не стоит, потому что у нее слишком много клея в составе, предпочтительнее массив.

Дерево при запекании темнеет на всю глубину.Отверстия лучше сверлить после завершения процесса запекания, чтобы избежать коробления. Не беспокойтесь, просверленные отверстия в запеченной древесине будут темными, как и ее поверхность.

Неравномерность тона от запекания можно сгладить шлифованием.

Если вы планируете сделать модель, в которой будет сочетание светлого и запеченного дерева, то не волнуйтесь. Помните, что дерево перед запеканием и в местах склеивания нельзя ничем покрывать. Вам придется покрывать маслом уже склеенную модель игрушки. Однако, не волнуйтесь, при покрытии маслом темные детали не будут пачкать светлую часть.

Технология тонирования древесины без пигментированных морилок, фото № 9

Технология запекания древесины сложна и проста одновременно, но придает уникальность конечному изделию своей непредсказуемостью результата, дает впечатление использования Вами разных сортов древесины, а, следовательно, вид более дорогой игрушки.

Например в этом грузовике было неверно выдержано время запекания, но на ярмарке он имел настолько необычный вид, что сразу нашел своего покупателя.

Технология тонирования древесины без пигментированных морилок, фото № 10

Вот такая информация для размышления по технологии тонирования.

Пробовали ли вы этот способ? Какое мнение у вас по этому способу придания оттенка древесине?
Пишите, обсудим!
Сам предпочитаю традиционный способ окрашивания колерованными профессиональными материалами
До новых публикаций!

Травление, тонирование древесины: получаем нужный цвет

Травление, тонирование древесины позволяет добиться глубокого однородного оттенка, подчеркнуть живую фактуру дерева. Сайт RMNT расскажет, какие красители, протравы нужно использовать, чтобы добиться того или иного оттенка древесины. Все рецепты старинные, проверенные временем.

Травление, тонирование древесины: получаем нужный цвет

Есть два варианта глубокого тонирования древесины:

  1. Ручное окрашивание тампоном из полотняной ткани, которая не будет оставлять на поверхности волокна. Тампон смачивается протравой, краситель наносится на древесину.
  2. Вымачивание в протраве. По словам специалистов — это более надёжный способ получить окраску, которая не будет бояться воды и света. Древесина замачивается в эмалированной посудине нужного размера, ждать придётся по-разному, в зависимости от породы дерева, концентрации раствора. Потом древесина промывается и медленно просушивается без доступа естественного освещения.

Древесина окрашивается благодаря тому, что протравы вступают в реакцию с дубильными веществами. Лучше всего окрашиваются такие породы дерева, как дуб, бук и каштан — в них много танина. Немного хуже поддаются травлению берёза и липа, а хуже всего — древесина хвойных пород.

Травление, тонирование древесины: получаем нужный цвет

Сам процесс, как видим, не слишком сложный. Главное — правильно выбрать краситель, чтобы получить желаемый оттенок. Перечислим старинные рецепты:

  • Чёрный. Чтобы ваш кусок дерева после травления стал угольно чёрным или тёмно-серым, нужно использовать железо, вернее, железные опилки и уксусную кислоту. Кстати, такой же цвет древесине придаёт обжиг по японской технологии Shou-Sugi-Ban, которой портал Rmnt.ru посвятил отдельную статью.

Травление, тонирование древесины: получаем нужный цвет

  • Оранжевый, золотистый. Такой тон можно получить благодаря замачиванию в воде обычных ветвей тополя. Пять-шесть дней в таком растворе в светлом помещении и дерево будет обладать благородным золотистым цветом.
  • Серебристый. Нужны только дождевая вода и железные опилки.
  • Серый. Получить древесину такого оттенка позволяет замачивание вместе с корой вербы.

Травление, тонирование древесины: получаем нужный цвет

  • Венге — ценное дерево. Но добиться аналогичного оттенка вам поможет обычная марганцовка. И на первый взгляд, например, бук будет не отличим от экзотического венге.
  • Коричневый. Поможет получить все оттенки коричневого обычная луковая шелуха. С её же помощью можно получить красноватый оттенок. Кроме того, для окрашивания древесины в коричневый цвет можно использовать скорлупу грецких орехов, кофейный отвар с содой и кору яблони.

Травление, тонирование древесины: получаем нужный цвет

  • Голубой цвет получается благодаря дубовым опилкам и железной стружке. Для получения синего цвета дерево замачивают вместе с медными стружками.
  • Интересный эффект помогает получить такой природный краситель, как волчья ягода. С её помощью, добавляя другие пигменты, можно получить и голубой, и красный, и чёрный, и коричневый оттенки.
  • Жёлто-зелёный цвет поможет получить настой корня ревеня, конопляные листья окрасят дерево в тёмно-зелёный оттенок.

Травление, тонирование древесины: получаем нужный цвет

Как видим, все перечисленные нами ингредиенты натуральные, кроме марганцовки и металлической стружки. Специалисты в области травления древесины часто смешивают такие природные протравы с химическими ингредиентами: медным, железным, цинковым купоросом, 2% английской солью (гептагидрат сульфата магния), калиевым хромпиком.

Важно помнить, что результат травления будет зависеть от породы древесины! Так, под воздействием английской соли дуб станет коричневым, а берёза — фиолетовой.

Тонирование древесины

В современном мире, когда при отделке помещений на брус из натуральной древесины нашиваются панели из МДФ, отделанные тонкой и не всегда прочной ламинирующей пленкой, лишь отдаленно имитирующей фактуру древесины, а иногда и просто пластиковые панели или гипсокартон без какого либо рисунка и фактуры, говорить о способах изменения цвета древесины не принято. Тем не менее еще не все люди используют указанные выше материалы и именно для таких людей предназначена эта статья.

Древесина — один из самых древних и по сей день наивостребованнейший строительный и отделочный материал. Верно и то, что древесина — очень дорогой строительный и отделочный материал. И хотя изначально множество отделочных материалов создавалось с целью заменить дорогую древесину в интерьере, как например, ламинат, линолеум, и те же панели МДФ, но со временем это привело к тому, что теперь некоторые из указанных отделочных материалов стоят дороже, чем натуральная древесина.

Впрочем меня удивляет не то, что такие отделочные материалы, как пластик — чистый продукт химической промышленности, производящийся из относительно дешевого газа, иногда стоит в десятки раз больше, чем натуральная древесина, а то что люди отдают предпочтение не древесине, а пластику или продуктам переработки древесины — панелям МДФ, ламинату и др.

< p>Впрочем, это личное дело каждого пользователя и, как говорится, о вкусах не спорят. Тем более, что дыма без огня не бывает и к такому предпочтению имеются причины. Древесина подвержена сильному влиянию окружающей среды, в частности изделия из древесины могут менять свою геометрическую форму при длительном воздействии воды, могут гнить, покрываться плесенью, уничтожаться жуками и другими живыми организмами, а искусственные материалы тем и хороши, что как минимум живые организмы на них практически не действуют, да и влага полихлорвинилу, пенополистиролу, полиэтилену не страшна.

Читайте также  Какой мобильный кондиционер самый тихий

И тут может возникнуть вопрос: как же наши предки обходились без пластиковых окон и панелей, пенопласта, полиэтилена и прочих достижений химической науки? Оказывается, вполне нормально обходились, причем методы защиты и обработки древесины, придуманные нашими предками, используются и по сей день. Более того, наши предки придумали, не только как защищать древесину от агрессивного воздействия внешней среды и насекомых, но и как при этом придавать древесине более благородный вид.

Так уж не справедливо получилось, но ничего не поделаешь, что породы древесины делят на два вида: строевую древесину и ценную древесину. К строевой древесине относятся как правило хвойные породы древесины, а к ценной древесине — лиственные породы. Такое разделение появилось потому, что хвойных деревьев на Земле около 85-90%, а лиственных деревьев соответственно 10-15%. И как это обычно в этом мире бывает, то — чего меньше, стоит больше. Кроме того, ценные породы древесины как правило относятся к твердым породам, а это значит, что обрабатывать такие породы, сложнее, и значит дороже, чем строевую древесину. Ну а когда древесина используется по своему прямому назначению, т.е. в качестве конструкционного материала, например, в качестве несущих балок или как половые доски, то в таких случаях экономически более целесообразно использовать именно деловую древесину по причине не только ее более низкой стоимости, но и простоты обработки и меньшего удельного веса. Да и СНиП II-25-80 (1988) «Деревянные конструкции» предлагает в п. 2.1: «Для изготовления деревянных конструкций следует применять древесину преимущественно хвойных пород. Древесину твердых лиственных пород следует использовать для нагелей, подушек и других ответственных деталей.»

А еще любая древесина, находясь под длительным воздействием ультрафиолетовых лучей темнеет и более темный цвет древесины может свидетельствовать о том, что данное деревянное изделие сделано не вчера, а очень давно, при этом чем темнее цвет, тем более ценной выглядит древесина. Почему так? Вопрос к психологам, историкам и прочим ученым, здесь же я просто приведу несколько способов изменения цвета древесины (и не только цвета):

1. Окраска тонированными красками.

Это один из древнейших и радикальнейших способов изменения внешнего вида древесины. Появился этот способ тогда, когда в древесине ценилась не фактура, а прочностные характеристики. Преимущество этого способа в том, что древесине можно придать любой желаемый цвет. Недостаток этого способа в том, что при этом полностью нивелируется фактура древесины.

2. Обработка древесины морилками и затем прозрачными лаками.

При этом способе верхний слой древесины сначала пропитывается морилкой, что придает древесине желаемый оттенок, а после высыхания древесина покрывается прозрачным лаком в несколько слоев для защиты от воздействий окружающей среды. Большинство морилок изготавливаются на спиртовой основе, а это значит, что они достаточно быстро впитываются и высыхают, буквально за несколько секунд, и потому наносить морилку нужно очень быстро, не позволяя ей высохнуть раньше времени. Если наносить морилку с длительными перерывами, то на поверхности древесины останутся достаточно заметные разводы и общий вид изделия будет уже не такой привлекательный. Эта особенность — один из главных недостатков работы с морилками.

3. Окраска древесины полупрозрачными тонированными лаками.

При этом способе предварительного морения древесины не требуется, а тонирование древесины происходит за счет использования тонированных полупрозрачных лаков. Так как тонированные лаки как правило сохнут значительно дольше, чем спиртовые морилки, то работать с тонированными лаками значительно проще и удобнее. К тому же цветовая гамма при использовании тонированных лаков значительно больше, чем при использовании морилок. Единственным относительным недостатком тонированных лаков является их достаточно высокая стоимость. Дело в том, что хорошие тонированные лаки с богатым цветовым спектром производят как правило иностранные компании или отечественные компании по лицензии. Поэтому использование отечественных спиртовых морилок и прозрачных лаков позволяет сэкономить значительные средства по сравнению с использованием тонированных полупрозрачных лаков. Однако времени на морение древесины и последующее вскрытие лаком уйдет все-таки больше.

Но какой бы из вышеуказанных способов не использовался для тонирования, древесину обязательно нужно подготовить к отделке, иначе толку от тонирования будет мало. На сегодняшний день используются два основных способа подготовки древесины: строгание и шлифовка. Брус или доска, полученные в результате роспуска бревен на пилораме, могут иметь недостаточно ровную поверхность, да количество «ворсы» на поверхности при этом очень большое. А чем больше ворсы, тем больше понадобится морилки и лака для обработки поверхности. Строгание позволяет получить достаточно гладкую и ровную поверхность с минимальным количеством ворсы. Однако если стоит задача сильно затонировать древесину именно морилкой, то такой способ предварительной обработки не достаточно хорош. Чтобы получить более глубокий, насыщенный цвет, древесину перед нанесением морилки нужно отшлифовать. Чем более крупным будет размер зерен на шлифовальной бумаге, тем более глубоким и насыщенным будет после тонирования цвет древесины.

Наносить морилку, лак или краску на древесину можно любыми из доступных средств: кисточками, валиками, краскопультами, тампонами.

Как пример — следующая ситуация: есть дачный домик, на втором этаже дома имеется открытая терраса, а ограждения на террасе нет, но зато есть свободное время и сосновые доски. Доски для дачи покупались самые дешевые, с характерной чернотой от плесени, появившейся в результате неправильной сушки. Тупо красить половой или любой другой тонированной краской ограждение не хотелось, поэтому были предприняты следующие шаги:

обработка древесины морилкой

Фотография 1. Обработка древесины спиртовой морилкой.

Сначала доски были слегка отшлифованы при помощи ручной ленточной шлифовальной машины (ее можно увидеть на фотографии 1). Использовалась шлифовальная лента №40. Затем доски были обработаны смесью морилок под дуб и красное дерево. Морилка наносилась кисточкой. После нанесения морилки доска выглядела так:

внешний вид сосновой доски после нанесения морилки

Фотография 2. Внешний вид сосновой доски после обработки смесью морилок под дуб и красное дерево.

На фотографии 2 можно видеть, что в результате не очень тщательной шлифовки на поверхности древесины остались следы от роспуска на пилораме, однако полностью удалять эти следы задачи не было. После того, как морилка высохла, доски были обработаны прозрачным лаком:

нанесение лака на деревянные доски

Фотография 3. Нанесение лака на обработанную морилкой древесину.

Лак наносился кисточкой. После сборки ограждение выглядело так:

общий вид деревянных брусков, обработанных морилкой и лаком

Фотография 4. Общий вид ограждения после обработки морилкой и лаком.

Таким образом чернота от плесени никуда не ушла, однако в результате использования морилки была подчеркнута фактура древесины, а чернота значительно ретушировалась, причем это заметно даже на достаточно большом расстоянии — до 5-10 метров, при этом чернота становится как бы частью общего дизайна. Это особенно хорошо видно на примере стропил кровли, изготавливавшихся из таких же битых плесенью досок.

На этом пока все.

Доступ к полной версии этой статьи и всех остальных статей на данном сайте стоит всего 30 рублей. После успешного завершения перевода откроется страница с благодарностью, адресом электронной почты и продолжением статьи. Если вы хотите задать вопрос по расчету конструкций, пожалуйста, воспользуйтесь этим адресом. Зараннее большое спасибо.)). Если страница не открылась, то скорее всего вы осуществили перевод с другого Яндекс-кошелька, но в любом случае волноваться не надо. Главное, при оформлении перевода точно указать свой e-mail и я обязательно с вами свяжусь. К тому же вы всегда можете добавить свой комментарий. Больше подробностей в статье «Записаться на прием к доктору»

Для терминалов номер Яндекс Кошелька 410012390761783

Номер карты Ymoney 4048 4150 0452 9638 SERGEI GUTOV

Для Украины — номер гривневой карты (Приватбанк) 5168 7422 4128 9630

Примечание: Возможно ваш вопрос, особенно если он касается расчета конструкций, так и не появится в общем списке или останется без ответа, даже если вы задатите его 20 раз подряд. Почему, достаточно подробно объясняется в статье «Записаться на прием к доктору» (ссылка в шапке сайта).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: