Нормы расхода электроэнергии на одного человека в месяц в 2020 году

Как оплачивается потребление электроэнергии без счетчика?

Как оплачивается потребление электроэнергии без счетчика?

Как оплачивается электроэнергия без счетчика? В каких случаях потребитель платить по среднему потреблению, а в каких — по нормативу? В каких случаях плата по нормативу выставляется с повышающим коэффициентом? И как, все-таки, выгоднее платить за свет — по счетчику или по нормативу? Посетители ЭнергоВОПРОС.ру нередко задают такого рода вопросы. Попробуем разобраться.

Как рассчитывается плата за электроэнергию в случае, если в квартире установлен и исправно работает счетчик электроэнергии, знают, наверное, все.

Есть счетчик. Есть его показания. Берете количество потраченных за месяц киловатт-часов, умножаете на действующий в вашем регионе тариф. Получаете сумму, которую нужно оплатить за потребление электроэнергии. Все просто!

Но как рассчитывается плата за электроэнергию без счетчика? Действующее законодательство сводит все многообразие жизненных ситуаций к следующим вариантам:

  • счетчик есть, но его показания не были вовремя (в соответствии с установленной процедурой) переданы
  • счетчик есть, но он оказался неисправным (сломался, истек срок поверки)
  • счетчик есть, но представителей исполнителя услуги энергоснабжения к нему не пускают
  • счетчик есть, но при проверке выяснилось, что он умышленно испорчен (либо электричество подключено мимо счетчика)
  • наконец, счетчика попросту нет. И такая ситуация отнюдь не редкость.

Как рассчитывается плата за услугу электроснабжение в каждом из этих случаев подробно прописано в Правилах оказания коммунальных услуг.

Этот документ был утвержден постановлением правительства N 354 от 6 мая 2011 г. N 354 «Опредоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». С тех пор в него вносились многочисленные изменения. С действующей версией Правил можно ознакомиться, например, здесь.

Следуя Правилам, давайте разберем перечисленные выше варианты.

Начнем сначала. Для того, чтобы иметь возможность оплачивать электроэнергию, исходя из показаний счетчика, надо эти показания передать тому, кто поставляет вам электроэнергию.

Как передать показания счетчика? В какой срок? Кому? Эти вопросы вполне уместны и заслуживают отдельного разбора. Если вкратце, то показания передаются либо в энергосбытовую компанию (вашему поставщику электроэнергии), либо в управляющую компанию вашего дома, либо через городской (региональный) расчетный центр.

Есть так же еще несколько путей. Но здесь и сейчас важно отметить – если показания счетчика не переданы, то и оплачивать электроэнергию по ним не получится. Выглядит справедливо.

Так вот, в случае если вы не предоставили показания счетчика, плата за электроэнергию определяется исходя из вашего среднемесячного объема потребления.

«Среднемесячное» потребление в таком случае рассчитывается исходя из тех показаний, который вы сдавали (или они были получены, например, в ходе проверки вашего счетчика) в течение последних шести месяцев.

Исключение, о котором говорится в Правилах, представляют случаи, когда расчеты по счетчику начались менее чем за шесть месяцев до того момента, как вы не передали его показания. Например, счетчик вам поставили в июне, а уже в октябре вы не передали показания. В таком случае берется за основу ваш средний месячный расход электроэнергии за период фактической работы счетчика. Но не менее 3 месяцев.

Вы не передали показания один месяц, второй, третий… Что дальше? Начиная с четвертого месяца, в течении которого вы не передаете показания счетчика вас переведут на оплату по нормативам. Как это выглядит – см. здесь.

Если вам интересует, как сказанное выше сформулировано в Правилах оказания коммунальных услуг, то вам нужно изучить п. 59 (б) этого документа.

Представим: вы каким-то образом обнаружили, что ваш счетчик неисправен. Был разбит в ходе ремонтных работ. Пострадал при пожаре. Просто перестал работать, и это видно даже вам. Как вариант – был украден. Или у него истек срок поверки, или закончился срок эксплуатации… Как начисляется плата за свет в таком случае?

Ситуацию описывает пункт 59 (а) Правил предоставления коммунальных услуг. Прежде всего определяется момент наступления «события», то есть когда именно прибор учета признается неисправным (утраченным)?

Это может будет дата вашего заявления в энергосбытовую компанию о неисправном счетчике. Или дата составления акта о неисправности счетчика по итогам его осмотра инспектором. Либо дата истечения межповерочного интервала счетчика. Если точной даты нет, то за «точку отсчета» принимается месяц (платежный период) в котором произошло «событие».

С этой даты вас переводят на оплату по среднему месячному потреблению. Среднее месячное потребление рассчитывается так же, как и в предыдущем пункте – исходя из последних шести месяцев.

Однако «по среднему» вам будут начислять лишь три месяца подряд. После чего переведут на платежи по нормативу. Как рассчитывается плата за электроэнергию по нормативу см. здесь.

Стоит отметить, что с некоторых пор потребителям, у которых прибор учета электроэнергии вышел из строя и которые живут без счетчика более трех месяцев, плату по нормативу начисляют с повышающим коэффициентом 1.5. Так что с установкой нового счетчика хорошо бы поторопиться.

Отдельно стоит рассмотреть случай, когда неисправность прибора учета обнаруживается в ходе проверки счетчика представителем энергосбытовой компании и при этом инспектор настаивает на том, что имело место быть несанкционированное вмешательство в работу прибора учета. Перечень признаков такого вмешательства дан в п. 81.11 Правил.

Нарушения должны быть описаны в специальном Акте. С даты его подписания проводится перерасчет потребления электроэнергии исходя из норматива, увеличенного в 10 раз (пронорматив, опять-таки см. по ссылке).

Срок перерасчета – три месяца, предшествующие дате выявления нарушения и до даты их устранения (что в большинстве случаев означает замену счетчика).

Сперва давайте определимся – что значит «не пускают»? Часто счетчики электроэнергии установлены непосредственно в квартире или же в тамбуре, доступ в который со стороны лестничной площадки закрыт «хорошей железной дверью» (с).

То есть постороннему лицу проникнуть к счетчику не так-то просто. При этом инспектора энергосбытов имеют привычку посещать абонентов в рабочее время. По ночам или ранним утром они не ходят. Значит, шансов пересечься с обитателями квартиры у них немного.

Как раз на такой случай в Правилах предоставления коммунальных услуг подробно расписана процедура, которой должен следовать представитель энергосбыта, чтобы согласовать с хозяином квартиры время проверки.

Представители организации – поставщика электроэнергии обязаны заблаговременно уведомить хозяев проверяемой квартиры. Те, в свою очередь, должны подтвердить, что в предлагаемое время будут дома.

Они не подтверждают? Значит, исполнитель коммунальной услуги обязан отправить повторное уведомление. Если и на второй раз согласовать дату визита не получается (или же проверяющие пришли в согласованное время, а дома все равно никого нет), то составляется специальный документ — Акт об отказе допуска исполнителя к приборам учета.

Каждая итерация этой непростой процедуры подробно описана в п. 85 Правил. Если вам действительно необходимо точно знать — кто, что и в какой последовательности должен делать? – обязательно почитайте.

С даты, когда оформляется Акт об отказе в допуске, потребителя переводят на оплату по среднемесячному потреблению. Если вопрос с проверкой счетчика не решается в течении трех месяцев, то вам начнут приходить платежки за свет, рассчитанные по нормативу.

Чуть выше об уже писалось. Эта ситуация самая неприятна для потребителя. Способ расчета за электроэнергию в таких обстоятельствах описывает п. 62 Правил предоставления коммунальных услуг.

Итак, в ходе проверки инспектора обнаружили, что ваш электросчетчик умышленно приведен в неисправное состояние и считает электроэнергию в «вашу пользу», или же электричество в вашу квартиру (дома) заведено мимо счетчика. Что будет дальше? Последствия достаточно суровые.

Коммунальщики имеют право доначислить плату за электроэнергию, исходя из общего количества потребителей электроэнергии в квартире (частном доме) и потребляемой ими максимальной мощности. Расчет производится исходя из того, что потребление электроэнергии происходит круглосуточно. А сами доначисления производятся за три месяца, предшествующие устранению несанкционированного подключения мимо счетчика.

Если же определить, какие потребители электроэнергии находятся в квартире и какова их максимальная мощности, невозможно, то плата за электроэнергию в таком случае рассчитывается исходя из норматива, увеличенного в десять раз.

Про норматив читайте чуть ниже, здесь же стоит отметить, что суммы, начисляемые таким образом, в несколько раз, а то и на порядок превосходят плату по фактическому потреблению электроэнергии.

Как и в случае расчета, исходя из максимальной мощности, перерасчет по 10-ти кратно увеличенному нормативу производится за три месяца, предшествующих устранению подключения к электросетям мимо счетчика.

Небольшое уточнение – если менее чем за три месяца до выявления нарушения вас посещали проверяющие и ничего «криминального» не обнаружили, то расчет платы за электроэнергию по максимально возможному ее потреблению (или 10-кратному нормативу) будет производиться с даты этого визита.

Электросчетчики — это, конечно, не счетчики на воду, массово устанавливать которые начали только в последнее десятилетие.

Счетчиками электроэнергии квартиры начали оборудовать в обязательном порядке еще во времена СССР. И, тем не менее, во многих квартирах (один из наиболее частных случаев – квартиры в бывших общежитиях) и частных домах счетчиков до сих пор нет. Плата за электроэнергию в таком случае рассчитывается по нормативу.

Норматив в данном случае – это расчетная величина потребления электроэнергии в жилом помещении, которая привязывается к количеству комнат в квартире и типе ее благоустройства(газовая плита или электрическая).

В Правилах предоставления коммунальных услуг вопрос платы за электроэнергию по нормативу разбирается в пункте 42. Давайте по нему пройдемся.

Итак, берется три показателя:

  • количество граждан, постоянно или временно проживающих в жилом помещении
  • норматив потребления электроэнергии, он определяется для каждого региона отдельным решением местных властей
  • тариф на электроэнергию, действующий для данного типа потребителя

Эти три цифры перемножаются и получается стоимость электроэнергии, которая указывается в платежке.

Читайте также  Кладка керамзитобетонных блоков – порядок проведения работ

К этому стоит добавить следующее:

Первое: если в квартире никто официально не зарегистрирован (ни постоянно, не временно), то плата по нормативу рассчитывается исходя из количества собственников жилья

Второе: власти сильно хотят, чтобы во всех домах и квартирах были установлены счетчики электроэнергии, поэтому если жилое помещение не оборудовано прибором учета электроэнергии, то плата по нормативу начисляется с коэффициентом 1,5 (без коэффициента взимается плата по нормативу в тех случаях, когда счетчик есть, но его показания не передаются).

Часто спрашивают – а как выгоднее платить за свет? По нормативу или, все же, по счетчику, потратившись не его покупку и установку?

Если говорить в «общем», то ответ будет такой:

  • если в квартире фактически проживает больше людей, чем официально зарегистрировано, то платить по нормативу может оказаться выгоднее,
  • а если наоборот – зарегистрировано больше, чем проживает, то, конечно, по счетчику оплачивать электроэнергию будет дешевле.

Ну а если вас интересует конкретика, надо поискать решение тарифного органа вашего региона, которым утверждены нормативы потребления. Дальше вооружаетесь калькулятором и считаете.

Но все-таки, рискнем предположить, что в большинстве случаев все-таки выгоднее будет поставить прибор учета.

Нормы расхода электроэнергии на одного человека в месяц в 2020 году

к Положению об установлении

и применении социальной нормы

РАСЧЕТА СОЦИАЛЬНОЙ НОРМЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ

Список изменяющих документов

(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.02.2014 N 136)

1. Социальная норма потребления электрической энергии (мощности) (далее — социальная норма) рассчитывается в соответствии с Положением об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) (далее — Положение) в субъекте Российской Федерации с учетом групп домохозяйств и типов жилых помещений, указанных в Положении, в порядке, предусмотренном настоящей методикой.

Базовая величина социальной нормы в субъекте Российской Федерации определяется как среднемесячный объем потребления электрической энергии домохозяйствами первой группы в жилых помещениях, расположенных в городских населенных пунктах и не оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для приготовления пищи (далее — стационарные электроплиты), электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения (далее — электронагревательные установки), по формуле 1:

— объем фактического годового потребления электрической энергии домохозяйствами первой группы в 2012 году, в том числе на общедомовые нужды, в жилых помещениях, расположенных в городских населенных пунктах и не оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами, электроотопительными и электронагревательными установками, включенных в выборку в соответствии с пунктом 3 Положения (кВт·ч в год). Величина указанного объема не включает в себя объем электрической энергии, использованной при производстве и предоставлении коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (в случае отсутствия централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения);

— численность граждан, зарегистрированных по состоянию на 1 января 2012 г. в домохозяйствах первой группы в жилых помещениях, расположенных в городских населенных пунктах и не оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами, электроотопительными и электронагревательными установками, включенных в выборку в соответствии с пунктом 3 Положения (человек).

Значения величин, используемых в формуле 1 настоящей методики, определяются уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации на основании данных, предоставленных в соответствии с пунктом 3 Положения.

2. В случае если в 2012 году определение объемов потребления электрической энергии населением осуществлялось без учета объемов потребления электрической энергии на общедомовые нужды, то для целей расчета базовой величины социальной нормы объем потребления электрической энергии на общедомовые нужды рассчитывается исходя из норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306.

В случае отсутствия в субъекте Российской Федерации централизованного газоснабжения выборка данных в целях установления базовой величины социальной нормы в субъекте Российской Федерации осуществляется в соответствии с пунктом 3 Положения по потребителям, проживающим в жилых помещениях, расположенных в городских населенных пунктах и оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами, а базовая величина социальной нормы в субъекте Российской Федерации определяется как среднемесячный объем потребления электрической энергии домохозяйствами первой группы в жилых помещениях, расположенных в городских населенных пунктах и оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами, уменьшенный на величину, характеризующую потребление электрической энергии на приготовление пищи с использованием стационарных электрических плит с одним зарегистрированным в установленном порядке по месту жительства лицом в жилом помещении, устанавливаемую уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 6 настоящей методики.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.02.2014 N 136)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Величина социальной нормы для первой группы домохозяйств в жилых помещениях, расположенных в городских населенных пунктах и не оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами, электроотопительными и электронагревательными установками, определяется по формуле 2:

Д — коэффициент, который принимает значения:

Д = 1,5 — для домохозяйств в аварийном жилом фонде либо ветхом жилом фонде со степенью износа 70 процентов и более;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.02.2014 N 136)

(см. текст в предыдущей редакции)

абзац утратил силу. — Постановление Правительства РФ от 25.02.2014 N 136;

(см. текст в предыдущей редакции)

Д = 1 — для остальных домохозяйств.

4. Величина социальной нормы для второй — пятой групп домохозяйств (включительно) в жилых помещениях, расположенных в городских населенных пунктах и не оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами, электроотопительными и (или) электронагревательными установками, определяется по формуле 3:

n — номер группы домохозяйства в соответствии с количеством зарегистрированных в установленном порядке по месту жительства лиц в жилом помещении (n = 2, 3, 4, 5);

m — количество зарегистрированных в установленном порядке лиц в жилом помещении (m = 2, 3, 4, 5 и более);

— коэффициент увеличения социальной нормы потребления в соответствии с численностью состава домохозяйства, равный 60 кВт·ч в месяц для m = 2, 40 кВт·ч в месяц, для m = 3, 4, 5 и более (по количеству зарегистрированных по постоянному месту жительства или временно).

(п. 4 в ред. Постановления Правительства РФ от 25.02.2014 N 136)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Величина социальной нормы для шестой группы домохозяйств определяется по формуле 4:

6. Величина социальной нормы для жилых помещений, расположенных в городских населенных пунктах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и не оборудованных электроотопительными и электронагревательными установками, для каждой группы домохозяйств в соответствии с количеством зарегистрированных в установленном порядке по месту жительства лиц в жилом помещении (n = 1, 2, 3, 4, 5) определяется по формуле 5:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.02.2014 N 136)

(см. текст в предыдущей редакции)

— величина, характеризующая потребление электрической энергии на приготовление пищи с использованием стационарных электрических плит с соответствующим количеством зарегистрированных в установленном порядке по месту жительства лиц в жилом помещении и определяемая как произведение указанного количества лиц на величину, характеризующую потребление электрической энергии на приготовление пищи с использованием стационарных электрических плит с одним зарегистрированным в установленном порядке по месту жительства лицом в жилом помещении, устанавливаемую уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в размере не более 50 кВт·ч в месяц на 1 человека, но не менее 90 кВт·ч в месяц на одно домохозяйство.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.02.2014 N 136)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Величина социальной нормы для жилых помещений, расположенных в городских населенных пунктах, оборудованных в установленном порядке электроотопительными и (или) электронагревательными установками, для каждой группы домохозяйств с учетом сезонного характера потребления электрической энергии на отопление определяется:

а) по формуле 6.1 — в сроки, определяющие начало и окончание отопительного периода:

— величина, характеризующая потребление электроэнергии на отопление в жилых помещениях, оборудованных в установленном порядке электроотопительными установками при отсутствии централизованного теплоснабжения, и принимающая значение, устанавливаемое уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.02.2014 N 136)

(см. текст в предыдущей редакции)

— величина, характеризующая потребление электроэнергии на водоподогрев в жилых помещениях, оборудованных в установленном порядке электронагревательными установками при отсутствии централизованного горячего водоснабжения, с соответствующим количеством зарегистрированных в установленном порядке по месту жительства лиц в жилом помещении и определяемая как произведение указанного количества лиц на значение, устанавливаемое уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более 300 кВт·ч в месяц на 1 человека;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.02.2014 N 136)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) по формуле 6.2 — в остальные месяцы календарного года:

8. Величина социальной нормы для жилых помещений, расположенных в сельских населенных пунктах и не оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами, электроотопительными и электронагревательными установками, определяется для каждой группы домохозяйств по формуле 7:

— величина, характеризующая специфику потребления электрической энергии в сельских населенных пунктах и принимающая значение, устанавливаемое уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более 100 кВт·ч в месяц на 1 домохозяйство.

9. Величина социальной нормы для жилых помещений, расположенных в сельских населенных пунктах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и не оборудованных электроотопительными и электронагревательными установками, определяется для каждой группы домохозяйств по формуле 8:

10. Величина социальной нормы для жилых помещений, расположенных в сельских населенных пунктах, оборудованных в установленном порядке электроотопительными и (или) электронагревательными установками, для каждой группы домохозяйств с учетом сезонного характера потребления электрической энергии на отопление определяется:

а) по формуле 9.1 — в сроки, определяющие начало и окончание отопительного периода:

б) по формуле 9.2 — в остальные месяцы календарного года:

11. В жилых помещениях, которые не оборудованы в установленном порядке стационарными электроплитами, электроотопительными, электронагревательными установками, слагаемые в формулах 6.1 — 6.2 пункта 7 настоящей методики и в формулах 9.1 — 9.2 пункта 10 настоящей методики, характеризующие потребление электрической энергии на соответствующем электрооборудовании, принимаются равными нулю.

Читайте также  Как закрепить затеняющую сетку

12. В субъектах Российской Федерации с низкими среднегодовыми температурами величина, характеризующая потребление электрической энергии на отопление в жилых помещениях, оборудованных в установленном порядке электроотопительными установками при отсутствии централизованного теплоснабжения, и величина, характеризующая потребление электрической энергии на водоподогрев в жилых помещениях, оборудованных в установленном порядке электронагревательными установками при отсутствии централизованного горячего водоснабжения, могут быть установлены с превышением значений, предусмотренных настоящей методикой, по согласованию с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации исходя из среднемесячного потребления электрической энергии в течение отопительного периода в этом субъекте Российской Федерации.

(п. 12 в ред. Постановления Правительства РФ от 25.02.2014 N 136)

(см. текст в предыдущей редакции)

13. По решению уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации социальная норма может устанавливаться с учетом критериев сезонности путем установления и применения коэффициентов сезонности. В таком случае базовая величина социальной нормы устанавливается на основании информации о фактическом потреблении электрической энергии в порядке, предусмотренном настоящим Положением, и дифференцируется по периодам, которые относятся к соответствующему сезону, путем ее умножения на соответствующий коэффициент сезонности. При этом коэффициенты сезонности должны быть установлены таким образом, чтобы их сумма за календарный год (12 месяцев) равнялась 12.

Тарифы и нормативы

В соответствии с пунктом 5 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 04.05.2012 №442, поставка электрической энергии (мощности) населению и приравненным к нему категориям потребителей осуществляется по регулируемым ценам (тарифам), установленным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. В Челябинской области органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов является Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области.
Стоимость фактического объема потребления электрической энергии населения и приравненным к нему категориям потребителей определяется с учетом дифференциации по отдельным признакам: по типу плиты, зонам суток, принадлежности к сельскому или городскому населению и другим признакам согласно действующему законодательству.

Действующие тарифы на электроэнергию (с 01.07.2021 г.)

Группа потребителей

Одно-
ставочный тариф

Тариф, дифференцированный по двум зонам суток *

Тариф, дифференцированный по трем зонам суток *

Дневная (7-23 часов)

Ночная (23-7 часов)

Выписка из Приложения к постановлению Государственного комитета «Единый тарифный орган Челябинской области» от 23.12.2010 №49/4.

Одинокие граждане, проживающие в жилом доме, расположенном на обособленном земельном участке, без стационарной электроплиты и стационарного электроотопления, площадью:

— от 100 до 200 кв.м.

Одинокие граждане, проживающие в жилом доме, расположенном на обособленном земельном участке, со стационарной электроплитой и без стационарного электроотопления, площадью:

— от 100 до 200 кв.м.

Семья, проживающая в жилом доме, расположенном на обособленном земельном участке, без стационарной электроплиты и стационарного электроотопления, площадью:

-от 100 до 200 кв.м.

Семья, проживающая в жилом доме, расположенном на обособленном земельном участке, со стационарной электроплитой и без стационарного электроотопления, площадью:

-от 100 до 200 кв.м.

Выписка из Приложения к постановлению Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 19 мая 2017г № 25/2.

№ п / п Категория многоквартирных домов Единица измерения Норматив потребления
1 Многоквартирные дома, не оборудованные лифтами и электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения кВт*ч в месяц на кв.метр 0,474
2 Многоквартирные дома, оборудованные лифтами и не оборудованные электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения кВт*ч в месяц на кв.метр 1,786
3 Многоквартирные дома, не оборудованные лифтами и электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения и оборудованные насосным оборудованием кВт*ч в месяц на кв.метр 0,873
4 Многоквартирные дома, оборудованные лифтами и не оборудованные электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения и оборудованные насосным оборудованием кВт*ч в месяц на кв.метр 2,777
5 Многоквартирные дома, не оборудованные лифтами и электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения и оборудованные насосным оборудованием с частотным регулированием кВт*ч в месяц на кв.метр 0,803
6 Многоквартирные дома, оборудованные лифтами и не оборудованные электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения и оборудованные насосным оборудованием с частотным регулированием кВт*ч в месяц на кв.метр 2,628

С постановлениями Министерства тарифного регулирования Челябинской области, утверждающими применение нормативов потребления электроэнергии, вы можете ознакомиться по ссылкам:

Об установлении сбытовых надбавок для гарантирующих поставщиков электрической энергии на территории Челябинской области на 2020 год

Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передачи электрической энергии на территории Челябинской области

Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Челябинской области

Уважаемые абоненты ООО «Уралэнергосбыт», имеющие право на меры социальной поддержки на оплату услуг ЖКХ!

С 01 февраля 2010 года в Челябинской области осуществлена замена льгот жилищно-коммунальных услуг денежными выплатами.

В связи с этим в извещении-квитанции производится 100%-ное начисление за потреблённую электроэнергию, которое необходимо оплачивать в полном объёме.

В соответствии с постановлением Правительства Челябинской области №230-П от 20.07.2011 «О Положении о порядке назначения отдельным категориям граждан компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг» абонентам-льготникам предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, рассчитанная на основании фактических начислений.

По вопросам оформления льготы и получения компенсации рекомендуем обращаться в управление социальной защиты населения по месту жительства.

Чем различаются соцнорма и норматив потребления коммунальных услуг

Законы, регулирующие отношения в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг, оперируют двумя похожими понятиями: «социальная норма» и «норматив» потребления коммунальных услуг. Несмотря на созвучие, они различаются функционально. Разберём эти понятия, чтобы не путать их при расчёте платы за КУ.

Когда по закону применяются норматив и соцнорма

Оба эти понятия – из сферы расчётов платы за коммунальные услуги, которые ежемесячно делают исполнители КУ, в том числе управляющие организации. Поэтому следует разводить понятия норматива и социальной нормы во избежание путаницы и ошибок.

Размер платы за КУ в жилом помещении с установленным индивидуальным прибором учёта определяется исходя из показаний такого прибора учёта за расчётный период (п. 42 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354).

Если счётчик в помещении не установлен или вышел из строя, то объём потреблённого ресурса определяется расчётными методами: первые три месяца — исходя из среднемесячного потребления, затем – по нормативу потребления коммунальной услуги (п.п. 42, 59, 60 ПП РФ № 354).

Независимо от метода определения объёма, расчёт платы за ресурс производится по тарифам, установленным для населения органом исполнительной власти субъекта РФ в области тарифного регулирования. При этом в субъектах РФ, где установлена социальная норма потребления электрической энергии, размер платы рассчитывается по тарифам, установленным в пределах и сверх такой социальной нормы (п. 38 ПП РФ № 354).

Из законодательства видно, что норматив потребления и социальная норма применяются в разных ситуациях: норматив определяет объём ресурса, а социальная норма – размер платы в зависимости от объёма. При этом соцнорма применяется и непосредственно при расчёте платы по нормативу. Поговорим об этом подробнее.

Кто и как устанавливает нормативы потребления

Норматив – это средний показатель потребления коммунальной услуги на одного человека. Расчёт нормативов потребления делается согласно постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 № 306, постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 и принятым на региональном уровне нормативным актам.

  • потреблённого на содержание общего имущества многоквартирного дома;
  • потреблённого в помещениях собственников;
  • используемого для содержания земельного участка и надворных построек (п. 10 ПП РФ № 306).

Нормативы потребления коммунальных услуг в помещениях собственников устанавливаются на три года и в этот период не подлежат пересмотру (п. 14 ПП РФ № 306). Нормативы, установленные для содержания общего имущества собственников МКД, могут быть пересмотрены, если изменилась степень энергоэффективности дома, был проведён капитальный ремонт и т.д. (п. 16 ПП РФ № 306).

  • этажность постройки, вид системы теплоснабжения и др. – для ГВС, ХВС;
  • количество комнат в квартире, площадь дома – для энергоснабжения;
  • состояние внутридомовых инженерных сетей – для газоснабжения;
  • объём жилых помещений, площадь всех окон, материалы, из которых сделаны стены и крыша – для отопления.

Износ внутридомовых инженерных систем учитывается при определении нормативов для всех коммунальных услуг (п. 4 ПП РФ № 306).

  • при отсутствии ИПУ и технической возможности его установки;
  • при непередаче показаний установленного ИПУ более трёх расчётных периодов подряд;
  • при выходе ИПУ из строя или в случае отказа в допуске исполнителя КУ в помещение для проверки счётчика – по истечении трёх расчётных периодов с момента установления указанных фактов, с применением повышающего коэффициента.

Из чего складывается тариф на электроэнергию, и почему он растёт

Когда применяется социальная норма

Если норматив установлен и применяется ко всем коммунальным услугам, то социальная норма введена в России только на потребление электроэнергии и не во всех регионах. Постановление Правительства от 06.05.2011 № 354 и приказ Федеральной службы РФ по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 закрепляют возможность субъектов РФ устанавливать тарифы на электроэнергию, поставляемую населению, в пределах социальной нормы и сверх этой нормы. Такой метод расчёта объёмов потребления электрической энергии должен помочь потребителям использовать ресурс более рационально.

Социальная норма – это объём ресурса, установленный для одного человека и используемый для определения тарифа при расчёте платы за коммунальную услугу. Объём электроэнергии в пределах соцнормы рассчитывается по более низкому тарифу по сравнению с кВт*ч, потреблёнными сверх нормы.

Применение социальной нормы потребления электроэнергии стало возможным после вступления в силу постановления Правительства РФ от 22.07.2013 № 614. Нормативный акт регламентировал порядок установления и применения соцнорм. Постановление Правительства РФ № 614 закрепило обязанность исполнителей КУ вести раздельный учёт объёмов электрической энергии, поставляемой потребителям в пределах и сверх соцнормы (п. 47 разд. III ПП РФ № 614).

  • низкий – для расчёта платы за кВт*ч в пределах соцнормы;
  • высокий – для расчёта платы за объём электроэнергии, потреблённый сверх нормы.

В каждом регионе, где принято решение о применении социальных норм, их размер зависит от климатических условий и продолжительности светового дня. Независимо от субъекта РФ, установленные социальные нормы различны для помещений с разными характеристиками (прил. 5.1, 5.2 к ПП РФ № 614).

  • расположения помещения в городе или сельской местности;
  • наличия стационарной электроплиты;
  • системы ГВС и теплоснабжения: используются ли для этого электрообогреватели или иные установки;
  • состояния дома: аварийность, степень износа;
  • отопительного сезона.

При этом чем больше человек зарегистрировано в жилом помещении, тем выше будет социальная норма потребления электроэнергии в таком помещении. Например:

Пределы социальной нормы используются при определении платы за электроэнергию как при наличии показаний индивидуальных приборов учёта, так и при расчётных методах: по среднему и по нормативу (п. 32 ПП РФ № 354, п. 33 разд. III ПП РФ № 614). Также она применяется при расчётах платы за ресурс, потреблённый на содержание общего имущества МКД (п. 32 разд. III ПП РФ № 614).

Если в помещении из-за отсутствия технической возможности не установлен ИПУ электроэнергии, плата за весь объём ресурса, определённый исходя из норматива, будет рассчитываться по тарифу в пределах соцнормы (по низкому).

При отсутствии ИПУ (утрата, выход из строя) расчёт объёма ведётся согласно п. 59, 60 ПП РФ № 354 с использованием установленной социальной нормы в течение двух расчётных периодов. Затем соцнорма применяется с понижающим её коэффициентом, о чём исполнитель КУ должен уведомить потребителя.

Если в течение двух месяцев потребитель не установил ИПУ, то в первые полгода к величине социальной нормы применяется коэффициент 0,9. Затем каждые 6 месяцев коэффициент понижения соцнормы уменьшается на 0,1 до предельного значения 0,7 (п. 33 разд. III ПП РФ № 614).

На сегодняшний день социальная норма для расчётов платы за электрическую энергию, потреблённую населением, введена только в нескольких субъектах РФ. Например, в Ростовской, Орловской, Владимирской областях, в Забайкальском крае.

Пост-релиз вебинара «Новый порядок расчётов размера платы за КУ»

В чём главные отличия норматива от соцнормы

И норматив, и социальная норма потребления электроэнергии – это некий предельный объём ресурса, установленный органами власти субъектов РФ. Несмотря на созвучие двух терминов, между ними существует ряд важных различий, поэтому путать их нельзя ни в коем случае:

Нормативы потребления в городе Москва по ЖКУ

Нормативы потребления в городе Москва используются для начисления оплаты за потребленные коммунальные услуги. Такие нормы установлены для каждого ресурса.

Нормы, используемые при оплате жилья и ЖКУ

В 2021 году используется социальная норма площади помещения для производства расчета и предоставления преференций по оплате за коммуналку и отопление. Данные правила касаются ситуаций, когда в правовых актах прописано, что определение льгот производится с учетом социального норматива.

нормы потребления в столице

В таблице отражены применяемые значения:

Количество жильцов

Гражданин проживает одиноко

По 18 квадратов для каждого

Указанный норматив величины помещения, принимаемый во внимание, когда производится расчет оплаты за ЖКУ, разработан Постановлением Правительства г. Москва №306 от 2006 года «Об утверждении Правил…».

Норматив потребления воды в 2021 года в столице

Для оплаты коммунальных услуг применяются нормативы, закрепленные в вышеуказанном Постановлении. В ситуации, когда помещение оборудовано приборами учета, то их показания используются для расчета оплаты.

Суммы, идущие на общедомовые нужды, распределяются между собственниками всех квартир. Учитывается величина конкретного жилья в пропорциональном соотношении с общей площадью дома. В ситуации, когда квартира не оборудована приборами учета, расчет производится на основании нормативов. Аналогичные правила применяются к начислению суммы за общедомовое имущество, при этом она подлежит делению между всеми в равной степени.

Данные положения отражены в Постановлении Правительства №129 от 2015 года «О внесении изменений…».

Без счетчика оплата начисляется в повышенном объеме, что применимо к ситуации, когда гражданин несет обязанность по установке рассматриваемого прибора.

В Москве в настоящее время применяются нормативы холодной воды, представленные как 6,935 м3 на 1 человека за месяц. Для горячей воды указанная норма составляет — 4,745 м3 на гражданина. Если объем потребления определяется без учетных приборов, рассчитанное значение подлежит увеличению на размер потребления на общедомовые нужды.

Важно! Постановление Правительства Москвы от 2014 года №75-ПП указывает, что суммарный объем использования воды в жилье, не оборудованном учетными приборами, не может составлять более величин утвержденных нормативов на лицо, умноженных на 2.

Норма потребления ЖКУ москвичами

С начала 2021 года установленные нормативы потребления на территории столицы останутся в прежнем объеме. Данные показатели начали применяться в Москве с июля 2020 года и будут действовать до июля 2021.

С лета тарифы возросли на 7,5% по сравнению с первым полугодием 2020.

сколько составляет норматив потребления в Москве

Ежегодно Правительство страны рекомендует региональным властям повышать стоимость жилищно-коммунальных услуг минимум на процент, свойственный инфляции. Кроме того, субъекты наделены правом вносить коррективы в действующие значения. Стандартно в столице страны устанавливаются повышенные нормативы. Причина состоит в том, что каждый год повышается стоимость работ ресурсоснабжающих компаний.

Согласно Постановлению Правительства Москвы от 11.01.1994 г. № 41 «О переходе на новую систему оплаты…» устанавливаются нормативы отопления:

  • расход тепловой энергии, предназначенной для обогрева помещения — 0,016 Гкал/кв. м;
  • подогрев воды — 0,294 Гкал/чел.

Данные показатели применяются в ситуации, когда в помещении не установлен прибор учета потребляемого ресурса.

Нормативы газа

Также на территории столицы применяются отдельные нормативы газа. Они зависят от количества лиц, проживающих в квартире.

Представлены в следующем:

  • если гражданин проживает одиноко и его жилое помещение оборудовано газовой плитой, то норматив составляет 50 м³/чел. в месяц;
  • когда в квартире, оснащенной газовой плитой, проживает семья – 45 м³/чел. в месяц;
  • при наличии в жилом помещении и проведении горячего водоснабжения – 8,3 м³/чел. в месяц;
  • если квартира оснащена газовой плитой и водонагревателем – 20,8 м³/чел. в месяц;
  • когда центральное водоснабжение отсутствует и есть газовая плита – 10,4 м³/чел. в месяц.

Указанные нормативы также будут применяться в ситуации, если помещение не оборудовано приборами учета. Когда дом не газифицирован, при этом гражданин использует газовую плиту, вносить оплату за рассматриваемый ресурс не потребуется.

Нормативы водоотведения в столице

Норматив потребления воды в Москве отражен выше, различен на горячую и холодную. В данном направлении следует учитывать положения Постановления Правительства Москвы от 11.01.1994 г. №41.

норматив водоотведения в столице

В зависимости от уровня оснащенности конкретного дома разными системами коммуникации устанавливаются отдельные значения нормативов. Для примера, если в жилом доме оборудована канализация, водопровод, ванна, горячее центральное водоснабжение, для водоотведения нормой выступает 11, 68 м³ на 1 человека в месяц. В этом случае на гражданина норматив по холодной воде — 6,935, по горячей — 4,745.

Если в помещении есть канализация, водопровод и ванна с нагревателями газового типа:

  • холодное водоснабжение — 9,86 м3 на гражданина;
  • отведение воды – 9,86.

Если в помещении многоквартирного дома проведен водопровод с нагревателями газового типа для ванн и канализаций, то нормативы меняются. В этом случае водоотведение и снабжение горячей водой составляет 9,49 м3 на человека.

Обратите внимание: когда рассматривается жилое строение гостиничного типа, которое оборудовано водопроводом, горячей водой, газом, нормативы по водоотведению составляют 7,31 м3 на лицо, для холодного водоснабжения показатели — 4,386, для горячего – 2,924.

В ситуации, когда многоквартирный дом имеет газопровод, канализацию, водопровод, но нет ванн, норматив по водоотведению составляет 4,57 м3 на 1 человека, для холодного водоснабжения – 4,57 м3. Кроме того, допустимые значения устанавливаются относительно полиса приусадебного участка, которые равны 0,16 м3. Данная норма является актуальной с мая по сентябрь.

Нормативы потребления электричества в столицы

В отношении электроэнергии также применяются отдельные нормативы. Данные значения также имеют отличия в зависимости от того, какими системами оборудован МКД.

норматив электричества в Москве

Используются показатели:

  • если квартире имеется газовая плита – 100 кВт на человека;
  • наличие электрической плиты – 150 кВт;
  • когда установлен водонагреватель – 120 кВт;
  • если применяется как водонагреватель, так и электроплита – 170 кВт.

Указанные значения возрастают в зависимости от того, сколько граждан проживает в квартире. Однако нормативы сокращаются пропорционально тому, как растет количество проживающих в помещении.

Использование повышающих коэффициентов

Нормы потребления тепла, воды, газа и электрической энергии повышаются на коэффициент в ситуации, когда гражданин должен был оборудовать помещение учетным приборам, но не сделал этого.

В этом случае применяются положения Постановления Правительства РФ от 16 апреля 2013 № 344, где указаны повышающие значения для расчета суммы оплаты за ЖКУ.

Представлены они таким образом:

  • на начало 2019 года – 1,7;
  • с 2020 года – 1,8;
  • на начало 2021 – 1,9.

В результате гражданину приходится оплачивать повышенную стоимость предоставленных ресурсов.

Таким образом, нормативы потребления услуг жилищно-коммунального сектора в пределах столицы контролируются органами исполнительной системы. С каждым годом установленные значения меняются.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: