О санитарно-гигиенических требованиях к размещению базовых станций сотовой радиотелефонной связи

О размещении передающих радиотехнических объектов

В Администрацию Санкт‑Петербурга поступают обращения граждан по поводу размещения передающих радиотехнических объектов (далее — ПРТО), в подавляющем большинстве случаев поводом к обращению является строительство опор (вышек) базовых станций сотовой связи.

Нормативными правовыми актами, устанавливающими санитарно-эпидемиологические требования, являются государственные санитарно-эпидемиологические правила (санитарные правила, санитарные правила и нормы, санитарные нормы, гигиенические нормативы).

Размещение и эксплуатация передающих радиотехнических объектов регламентируются следующими санитарными правилами и нормами:

1. СанПиН 2.1.8/2.2.4.1190-03 "Гигиенические требования к размещению и эксплуатации средств сухопутной подвижной радиосвязи".

2. СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03 "Гигиенические требования к размещению и эксплуатации передающих радиотехнических объектов".

3. СанПиН 2.5.2/2.2.4.1989-06 "Электромагнитные поля на плавательных средствах и морских сооружениях".

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за ПРТО осуществляется органами Роспотребнадзора на всех стадиях размещения и эксплуатации ПРТО.

Вопросы размещения опоры (вышки) ПРТО на конкретном земельном участке относятся к договорным отношениям владельца земельного участка и арендатора – оператора сети сотовой радиотелефонной связи и не входят в компетенцию Роспотребнадзора.

В связи с тем, что ПРТО относятся к неклассифицированным объектам, установление размера санитарно-защитных зон в местах размещения передающих радиотехнических объектов проводится в соответствии с действующими санитарными правилами и нормами по электромагнитным излучениям радиочастотного диапазона и методиками расчета интенсивности электромагнитного излучения радиочастот (СанПиН 2.1.8/2.2.4.1190-03 и СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03).

Работа по обеспечению безопасности для здоровья человека среды его обитания при размещении и эксплуатации ПРТО специалистами Роспотребнадзора осуществляется в два этапа:

— на этапе рассмотрения проектной документации и размещения ПРТО на местности с предварительной санитарно-эпидемиологической экспертизой проектных материалов. Экспертиза проводится должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, экспертами и экспертными организациями, аккредитованными в установленном порядке. По результатам экспертизы органами Роспотребнадзора оформляются санитарно-эпидемиологические заключения на проектную документацию по форме N 303-00-1/у, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27.10.2000 N 381 "О бланках типовых документов, используемых центрами Госсанэпиднадзора" (зарегистрирован в Минюсте России 03.11.2000 N 2438).

— на втором этапе, после монтажа передающего радиотехнического оборудования осуществляются контрольные измерения интенсивности электромагнитных излучений.

После установления соответствия фактической электромагнитной обстановки санитарно-эпидемиологическим требованиям, эксплуатация ПРТО согласовывается главным государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации или его заместителем. Согласование осуществляется письмом на бланке управления Роспотребнадзора.

В случае обнаружения несоответствия фактической электромагнитной обстановки санитарно-эпидемиологическим требованиям, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или гражданин, эксплуатирующие ПРТО уведомляются об этом в трехдневный срок с момента выявления несоответствия. Эксплуатация такого объекта
не согласовывается.

Санитарно-эпидемиологическая экспертиза, расчет санитарно-защитной зоны, зоны ограничения застройки и измерение уровней электромагнитного поля, создаваемого ПРТО, проводится ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт‑Петербурга» (ул. Малая Садовая, д. 1, т. 314-99-44).

По вопросу правомерности размещения базовых станций сотовой связи Вы можете обратиться в Управление Роспотребнадзора по городу Санкт‑Петербургу (ул. Стремянная, д.19, тел. 575-88-05).

Размещение антенно-мачтовых сооружений сотовой связи (вышки связи)

На сегодняшний день, в соответствии с действующим земельным законодательством использование земли, в том числе и для размещения антенно-мачтовых сооружений связи осуществляется на основании соответствующих документов, подтверждающих право на использование земельного участка (право собственности, договор аренды, договор пользования, разрешение на размещение/использование объекта и т.п.).

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 №1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» к объектам, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, относятся, в том числе, линии связи, линейно-кабельные сооружения связи и иные сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.

В соответствии с Законом Московской области от 10.10.2014 №124/2014-ОЗ
«Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения
на строительство на территории Московской области», получение разрешения на строительство не требуется в том числе, в случае строительства, реконструкции антенно-мачтовых сооружений связи, предназначенных для размещения средств подвижной радиотелефонной связи и телерадиовещания, с характеристиками: высота до сорока пяти метров и (или) технологическое заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли до четырех метров (далее – АМС).

Постановлением Правительства Московской области от 08.04.2015 №229/13 утвержден Порядок и условия размещения на территории Московской области объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее – Порядок). Согласно п.2 данного Порядка размещение объектов на территории Московской области осуществляется на основании разрешения на размещение объектов, выдаваемого центральным исполнительным органом государственной власти Московской области или уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования в рамках оказания муниципальной услуги «Выдача разрешения на размещение объектов на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена».

На сегодняшний день размещение АМС осуществляется операторами (МТС, Мегафон, Теле2 и т.д.) и инфраструктурными операторами сотовой связи (Русские Башни, Компания НСТ, Сервис-Телеком, Руфтоп-Телеком и т.д.) заключившими соглашение о взаимодействии с Министерством государственного управления, информационных технологий и связи Московской области). Указанными соглашениями предусмотрены социальные обременения для операторов связи (установка камер наружного видеонаблюдения по программе «Безопасный регион», развитие инфраструктуры связи в труднодоступных и социально-значимых районах Московской области).

Перечень оснований для отказа в выдаче разрешений на размещение АМС является закрытым и строго регламентирован п.8 Порядка и п.13 Административного регламента предоставления муниципальной услуги, утвержденного Постановлением Главы Сергиево-Посадского муниципального района от 01.06.2017 №917-ПГ.

Согласно п.8 Порядка решение об отказе в выдаче разрешения принимается, в том числе, случае, если: в радиусе, равном 1/3 высоты размещаемого объекта, расположены жилые и (или) многоквартирные дома.

Кроме того, согласно разъяснению Министерства государственного управления, информационных технологий и связи Московской области от 09.02.2017 №10-622/Исх, содержание видов разрешённого использования земельных участков, перечисленных в Классификаторе ВРИ, утвержденном приказом Минэкономразвития РФ от 01.09.2014 №540, допускает без отдельного указания в классификаторе размещение и эксплуатацию, в том числе, антенно-мачтовых сооружений связи.

Кроме того, для размещения базовой сотовой станции на конкретной территории или здании оператор сотовой связи должен иметь проект обоснования размещения базовой станции. Однако согласно действующему законодательству, Санитарно-эпидемиологическое заключение на размещение и эксплуатацию АМС выдаются Федеральной службой по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека на основании выполненной проектной документации, неотъемлемой частью которой является Разрешение на размещение объекта. Заключение не может быть оформлено и выдано перед получением Разрешения на размещение.

Действующие санитарные правила также не запрещают размещение базовых станций сотовой связи (далее – БС) на существующих постройках (в т.ч. и на крышах жилых зданий). При размещении БС на крышах жилых домов требуется согласие не менее 2/3 жителей. При отсутствии высоких зданий и строений, БС могут устанавливаться на специальных мачтах (АМС) высотой от 25 до 45 метров или на существующих трубах котельных, радио и телевизионных башнях.

Читайте также  Как построить спортивную площадку на даче

Однако на сегодняшний день для размещения БС на АМС (вышках связи) на расстоянии далее 10 метров от жилых домов не требуется проведение публичных слушаний и получение согласия от жителей.

Главная задача организации эксплуатирующей БС, помимо обеспечения устойчивой связи для своих абонентов, при размещении и эксплуатации БС не допустить плотность потока электромагнитной энергии в месте нахождения человека более 10 мкВт/см2. На современном этапе доказано, что данный уровень электромагнитного поля не может оказать неблагоприятное воздействия на организм человека.

Базовые станции оснащаются приемопередающими типами антенн. Для этого на одной мачте устанавливаются несколько антенных устройств, каждая из которых работает только в определенном направлении стороны света. Размещая на одной мачте несколько антенных устройств (обычно 3- 4), оператор БС обеспечивает устойчивую связь БС с владельцами сотовых телефонов, находящихся в зоне обслуживания БС. Основная энергия излучения передающего антенного устройства (при графическом его изображении) представляет собой форму лепестка, на границе которой уровень электромагнитного поля не должен превышать 10 мкВт/ см2. В результате электромагнитное излучение одной БС представляет собой несколько «лепестков», направленных горизонтально по сторонам света (диаграммы направленности антенн). Необходимым условием нормального функционирования сотовой связи и безопасности окружающей среды и человека является направление «лепестка» в сторону и выше строений, жилых домов, в которых работают или живут люди.

Соблюдение данных условий обязательно учитывается при рассмотрении материалов по обоснованию размещения БС, которые операторы сотовой связи представляет на санитарно-эпидемиологическую экспертизу в Управление Роспотребнадзора.

Вместе с заявлением оператор предоставляет: ситуационный план с отметкой места установки БС; копии договоров аренды или права собственности; расчеты определения уровня электромагнитных полей на прилегающей к базовой станции территории с указанием границ санитарно-защитных зон, зон ограничения застройки; диаграммы направленности антенн. Данные материалы проходят санитарно-эпидемиологическую экспертизу и делается вывод об отсутствии или оказании негативного влияния объекта на окружающую среду и здоровье населения и соответствии проектных материалов требованиям вышеназванных санитарных правил.

До начала эксплуатации базовой станции оператор сотовой связи повторно должен обратиться в Управлении Роспотребнадзора для согласования ввода базовой станции в эксплуатацию.

Практика эксплуатации базовых станций и натурные замеры, проводимые аккредитованными лабораториями, в том числе по обращениям граждан, свидетельствуют, что базовые станции сотовой связи не достигают максимальных показателей мощности и заложенные в проекте расчетные санитарно-защитные зоны не требуют пересмотра.

При осуществлении звонка абонент при помощи сотового телефона соединяется с базовой станцией соответствующего оператора связи. Чем ближе расположена станция к телефону, тем меньше излучения сотовый телефон потратит на установку и поддержание связи с базовой станцией. Таким образом, чем больше базовых станций, чем меньше расстояние от сотового телефона абонента до станции, тем меньше уровень излучения электромагнитного поля сотового телефона абонента. Необходимо помнить, что сотовый телефон излучает электромагнитное поле не только во время разговора по нему, но и постоянно, т.к. он ежесекундно налаживает связь с ближайшей станцией сотовой связи конкретного оператора.

В России пока завершается внедрение сотовой связи за счет установки базовых станций, расположенных друг от друга на расстояниях до 1- 20 км. В развитых странах уже переходят на микросотовую связь, когда маломощные БС устанавливаются на малых расстояниях друг от друга (200-500м) значительно снижая уровень электромагнитного излучения сотовых телефонов абонентов.

О санитарно-гигиенических требованиях к размещению базовых станций сотовой радиотелефонной связи

от 13 марта 2003 года N 18

О введении в действие санитарных правил и нормативов СанПиН 2.1.8/2.2.4.1190-03

На основании Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст.1650) и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 года N 554 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст.3295),

в Министерстве юстиции

26 марта 2003 года,

регистрационный N 4329

УТВЕРЖДЕНЫ
Главным государственным
санитарным врачом
Российской Федерации,
30 января 2003 года

Дата введения: 1 июня 2003 года

2.1.8. Физические факторы окружающей природной среды

2.2.4. Физические факторы производственной среды

Гигиенические требования к размещению и эксплуатации средств сухопутной подвижной радиосвязи

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
СанПиН 2.1.8/2.2.4.1190-03

I. Общие положения и область применения

1.1. Настоящие государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (Санитарные правила) разработаны в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст.1650) и Положением о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 года N 554.

1.2. Санитарные правила действуют на всей территории Российской Федерации и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к размещению и эксплуатации средств подвижной радиосвязи диапазона частот 27-2400 МГц, включая абонентские терминалы спутниковой связи.

1.3. Требования Санитарных правил направлены на предотвращение неблагоприятного влияния на здоровье человека электромагнитных полей (ЭМП), создаваемых базовыми и подвижными станциями сухопутной подвижной радиосвязи.

1.4. Требования Санитарных правил не распространяются на средства морской, речной и воздушной подвижной радиосвязи, земные стационарные станции спутниковой связи.

1.5. Санитарные правила предназначаются для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, осуществляющих разработку, производство, закупку, реализацию и эксплуатацию средств сухопутной подвижной радиосвязи и их оборудования, а также для органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации.

1.6. Производство, закупка, реализация и эксплуатация каждого отдельного вида средств сухопутной подвижной радиосвязи и их оборудования должны осуществляться при наличии санитарно-эпидемиологического заключения в соответствии с установленными требованиями.

1.7. Соблюдение требований настоящих правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

II. Нормируемые параметры и единицы измерения

2.1. Оценка воздействия электромагнитных полей на население и пользователей подвижных станций сухопутной радиосвязи осуществляется:

— в диапазоне частот 27 МГцf<300 МГц — по значениям напряженности электрического поля, Е (В/м);

— в диапазоне частот 300 МГц f2400 МГц — по значениям плотности потока энергии, ППЭ (мВт/см, мкВт/см).

2.2. Оценка воздействия ЭМП на персонал, обслуживающий оборудование базовых станций, осуществляется по энергетической экспозиции.

Энергетическая экспозиция в диапазоне частот 27 МГцf<300 МГц (ЭЭ) рассчитывается по формуле: , где Т — время воздействия (час).

Энергетическая экспозиция в диапазоне частот 300 МГцf2400 МГц (ЭЭ) рассчитывается по формуле:

, где Т — время воздействия (в часах).

III. Гигиенические требования к базовым станциям

3.1. Оборудование базовых станций не должно создавать на рабочих местах персонала ЭМП, превышающих предельно допустимые уровни (ПДУ), указанные в таблице 3.1.

Предельно допустимые уровни воздействия электромагнитных полей базовых станций на рабочих местах персонала

Вышка в огороде

alt=» Фото: РИА Новости» /> Оборудование мобильной связи не должно наносить вред людям и окружающей среде. Фото: РИА Новости

Гражданский спор начался после того, как на одном из садовых участков вместо грядок с клубникой выросла вышка сотовой связи. Хозяйка соток решила, что сдать в аренду коммерсантам свой дачный участок гораздо выгоднее, чем что-либо на нем сажать. Гражданка договорилась с сотовым оператором, и почти сорокаметровую башню связи стало видно за километры. Соседям вышка не понравилась, и они обратились в суд. Их иск был адресован сразу нескольким ответчикам — хозяйке участка, оператору мобильной связи и компании, которая вышку эксплуатировала.

Читайте также  Правила и нормативы установки газового котла

В районном суде истцы заявили, что вышка связи не относится к временным постройкам, сам объект возведен без разрешения на строительство и ввода в эксплуатацию. А главное, по мнению садоводов, — нет заключения Роспотребнадзора, что уровень электромагнитного излучения от вышки безопасен для окружающих дачников.

Фото: Максим Шеметов/ ТАСС

Районный суд к гражданам прислушался и решил, что "антенно-мачтовое сооружение связи" надо демонтировать и сделать это должна фирма, которая вышку эксплуатирует. А судебные расходы суд взыскал с хозяйки участка и мобильного оператора. Но проигравшие пошли в областной суд. Там решение коллег отменили и приняли новое решение — в иске соседям полностью отказать.

В Верховном суде, куда дошли обиженные дачники, дело проверили, доводы сторон обсудили и сказали, что областной суд был неправ.

Вот доводы Верховного суда.

По материалам дела видно, что гражданка, на участке которой появилась вышка, его собственница, а сам участок относится к категории земель "земли населенных пунктов". Дама сдала некой фирме свои сотки по договору аренды "для установки и ввода в эксплуатацию базовой станции сотовой и радиотелефонной связи".

Районный суд, когда рассматривал спор, назначил строительно-техническую экспертизу. По ее выводам башня не соответствует строительным нормам и правилам, которые предъявляются к таким объектам. Вокруг объекта "имеется опасная зона, и она нарушает требования к планировке и застройке населенных пунктов". Это заключение об опасной зоне вокруг станции районный суд взял за основу, соглашаясь с соседями опасного участка.

Фото: PhotoXPress

Кроме этого суд сделал вывод, что участок предприимчивая гражданка использует не по назначению. На это областной суд заявил, что вышка на дачном участке — не опасный и не технически сложный объект. Есть постановление правительства "Об особенностях госрегистрации прав собственности на линейно-кабельные сооружения связи". Так, эта вышка к таким объектам недвижимости не относится.

Но и самовольной постройкой ее нельзя назвать, заявила апелляция.

С такими выводами Верховный суд категорически не согласился. Он напомнил, что по Земельному кодексу (статья 42) собственник должен использовать свои сотки по их целевому назначению и не наносить вред окружающей среде и соблюдать все нормы — градостроительные, санитарные и противопожарные. На нашем спорном участке разрешено лишь индивидуальное жилищное строительство.

Верховный суд сказал, что первым делом областной суд должен был посмотреть, соответствует ли вышка целевому назначению этого участка. Апелляция этого не сделала. Нет и мнения областного суда по поводу того, что сотки сдают в аренду для "осуществления предпринимательской деятельности третьими лицами".

Фото: Сергей Михеев/ РГ

Довод областного суда, что базовая станция сотовой связи "имеет признаки временного сооружения", поэтому и не попадает в перечень объектов капитального строительства, особо порадовал Верховный суд. Дело в том, что по Гражданскому кодексу любое имущество относится либо к движимым, либо к недвижимым вещам. А вот термина "временное сооружение" в Гражданском кодексе нет.

Если апелляция не поверила экспертизе, назначенной райсудом, то она могла назначить другую экспертизу, заметили в высоком суде. Но сложилась такая ситуация — доводы первой экспертизы, что работающая вышка может угрожать здоровью не только истцов, суд опроверг, свою экспертизу не назначил и суждений по этому поводу не высказал.

Верховный суд отменил вердикт апелляции и велел областному суду пересмотреть свое решение.

Алексей Куприянов, почетный адвокат России:

— Вышка оператора связи в соседском огороде вряд ли сможет кого-то обрадовать, разве что человека с серьезной интернет-зависимостью. Но кроме испорченного пейзажа произвольно расположенные сооружения связи могут нанести вред здоровью жителей прилегающей территории. Опасность представляет невидимое и неощутимое человеком электромагнитное излучение. Именно по этой причине такое строительство подлежит особому регулированию.

Как правило, сооружения связи должны располагаться на землях, относимых земельным законодательством к категории земель "промышленности и иного специального назначения". Одним из специальных назначений и являются земельные участки, выделяемые для целей обеспечения связи.

В зависимости от опасности конкретного связного объекта для вашего здоровья вокруг сооружений связи законодательно предусматривается создание охранных зон или полос отчуждения. СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03 "Гигиенические требования к размещению и эксплуатации передающих радиотехнических объектов" дают возможность точно определить размеры и конфигурацию таких зон на местности в зависимости от мощности и направления излучения ("диаграммы направленности") каждой конкретной "сотовой" или иной радиостанции. Для особо мощных объектов границы санитарно-защитных зон устанавливаются решениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, для менее мощных — нижестоящими руководителями санитарного надзора.

Объекты сотовой связи, которые мы видим по всем городам и весям, конструктивно делятся на три вида — "башня", "мачта" и "вышка", но связисты называют их все "передающими радиотехническими объектами". Все отдельно стоящие башни, мачты и вышки относятся к категории недвижимости и в соответствии с законом "О связи" подлежат в этом качестве государственной регистрации.

Строительство объекта "сотовой", "транкинговой" или иной связи на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, не должно допускаться.

Проверку законности расположения того или иного объекта связи по заявлению граждан могут проводить Роспотребнадзор, Роскомнадзор и в общем порядке органы прокуратуры.

О санитарно-гигиенических требованиях к размещению базовых станций сотовой радиотелефонной связи

В последнее время участились обращения жителей, обеспокоенных установкой на крышах или вблизи жилых домов базовых станций радиотелефонной связи и возможным неблагоприятны влиянием электромагнитных полей, излучаемых базовой станцией, на здоровье.

В связи с этим хотелось бы ответить на вопросы, которые чаще возникают у наших граждан.

Базовые станции радиотелефонной связи могут устанавливаться на земельных участках в виде отдельно стоящих мачт высотой от 25 до 50 метров или на кровле существующих строений, как правило, наиболее высоких на данной территории. Это могут быть промышленные здания, трубы котельных и многоэтажные жилые дома.

Разрешение на размещение базовой станции на земельном участке выдают органы местного самоуправления в соответствии с градостроительным законодательством. Разрешение на установку базовых станций на существующих строениях выдают собственники данных строений, заключая с оператором сотовой связи договора на эксплуатацию кровли строения.

При подготовке данных разрешений и органы местного самоуправления, и организации, эксплуатирующие здания, должны учитывать мнение населения и жителей домов, являющихся собственниками жилых домов.

Но получение разрешения на размещение базовой станции данных органов не является окончательным.

Для размещения базовой станции на конкретной территории или здании оператор сотовой связи должен иметь проект обоснования размещения базовой станции. При этом должны быть соблюдены требования санитарных правил СанПиН 2.1.8/2.2.4.1190-03 «Гигиенические требования к размещению и эксплуатации средств сухопутной подвижной радиосвязи» и СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03 «Гигиенические требования к размещению и эксплуатации передающих радиотехнических объектов».

Данные санитарные правила действуют на всей территории Российской Федерации и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации средств подвижной радиосвязи, к размещению и эксплуатации стационарных передающих радиотехнических объектов, допустимым уровням электромагнитных полей, воздействие которых не может оказать неблагоприятное воздействие на здоровье человека.

Читайте также  Расстояние от дома до забора соседа норма СНиП 2019-2020 и закон

Санитарные правила не запрещают размещение БС на существующих постройках (в т.ч. и на крышах жилых зданий). При отсутствии на территориях высоких зданий, БС могут устанавливаться и на специальных мачтах высотой от 25 до 45 м., или на существующих трубах котельных, радио и телевизионных башнях. Главная задача организации эксплуатирующей БС, помимо обеспечения устойчивой связи для своих абонентов, при размещении и эксплуатации БС не допустить плотность потока электромагнитной энергии в месте нахождения человека более 10 мкВт/см2. На современном этапе доказано, что данный уровень электромагнитного поля не может оказать неблагоприятное воздействия на организм человека.

Базовые станции оснащаются приемопередающими типами антенн. Для этого на одной мачте устанавливаются несколько антенных устройств, каждая из которых работает только в определенном направлении стороны света. Размещая на одной мачте несколько антенных устройств (обычно 3- 4), оператор БС обеспечивает устойчивую связь БС с владельцами сотовых телефонов, находящихся в зоне обслуживания БС. Основная энергия излучения передающего антенного устройства (при графическом его изображении) представляет собой форму лепестка, на границе которой уровень электромагнитного поля не должен превышать 10 мкВт/ см2. В результате электромагнитное излучение одной БС представляет собой несколько «лепестков», направленных горизонтально по сторонам света (диаграммы направленности антенн). Необходимым условием нормального функционирования сотовой связи и безопасности окружающей среды и человека является направление «лепестка» в сторону и выше строений, жилых домов, в которых работают или живут люди.

Соблюдение данных условий обязательно учитывается при рассмотрении материалов по обоснованию размещения БС, которые операторы сотовой связи представляет на санитарно-эпидемиологическую экспертизу.

Вместе с заявлением оператор предоставляет: ситуационный план с отметкой места установки БС; копии договоров аренды или права собственности; расчеты определения уровня электромагнитных полей на прилегающей к базовой станции территории с указанием границ санитарно-защитных зон, зон ограничения застройки; диаграммы направленности антенн. Данные материалы проходят санитарно-эпидемиологическую экспертизу и делается вывод об отсутствии или оказании негативного влияния объекта на окружающую среду и здоровье населения и соответствии проектных материалов требованиям вышеназванных санитарных правил.

В последующем, в соответствии с требованиями санитарного законодательства, до начала эксплуатации базовой станции оператор сотовой связи повторно должен обратиться для согласования ввода базовой станции в эксплуатацию. При этом аккредитованными лабораториями проводятсяизмерения фактической интенсивности электромагнитных полей в зоне влияния базовой станции, подтверждающие безопасные уровни воздействия объекта на среду обитания и здоровье человека.

Санитарно-защитная зона для базовой станции рассчитывается исходя из максимальной нагрузки, с учетом имеющихся вблизи других базовых станций. Фактическая мощность излучения антенны БС не постоянна, она меняется в зависимости от нагрузки сети, т.е. количества активных сотовых телефонов в зоне обслуживания. В ночные часы она низка, днем повышается.

Практика эксплуатации базовых станций и натурные замеры, проводимые аккредитованными лабораториями, в том числе по обращениям граждан, свидетельствуют, что базовые станции сотовой связи не достигают максимальных показателей мощности и заложенные в проекте расчетные санитарно-защитные зоны не требуют пересмотра.

При рассмотрении данной проблемы необходимо обратить внимание на то, что устойчивая работа сотовых телефонов, без которых уже не обходится большинство населения, обеспечивается только развитой сетью базовых станций.

При осуществлении звонка абонент при помощи сотового телефона соединяется с базовой станцией соответствующего оператора связи. Чем ближе расположена станция к телефону, тем меньше излучения сотовый телефон потратит на установку и поддержание связи с базовой станцией. Таким образом, чем больше базовых станций, чем меньше расстояние от сотового телефона абонента до станции, тем меньше уровень излучения электромагнитного поля сотового телефона абонента. Необходимо помнить, что сотовый телефон излучает электромагнитное поле не только во время разговора по нему, но и постоянно, т.к. он ежесекундно налаживает связь с ближайшей станцией сотовой связи конкретного оператора.

В России пока завершается внедрение сотовой связи за счет установки базовых станций, расположенных друг от друга на расстояниях до 1- 20 км. В развитых странах уже переходят на микросотовую связь, когда маломощные БС устанавливаются на малых расстояниях друг от друга (200-500м) значительно снижая уровень электромагнитного излучения сотовых телефонов абонентов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: